МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. КРАСНОЯРКА
Методика повышения мотивации младших школьников
Хотенова Регина Евгеньевна-
Учитель начальных классов
п. Красноярка 2021
Не для кого не секрет, что мотивация является основой для успешного освоения образовательной программы.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает.
Именно поэтому крайне важно, чтобы ребенок был заинтересован, замотивирован.
В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Многочисленные исследования и педагогический опыт показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходимо проводить целенаправленную работу.
Мотивационная основа учебной деятельности обучающегося состоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации
осознание смысла предстоящей деятельности
осознанный выбор мотива
целеполагание
стремление к цели (осуществление учебных действий)
стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:
1. Познавательная мотивация:
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета у учеников 1-4 классов встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился- у него развивается мотивация.
К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Ребенок усваивает знания только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Одна из задач учителя находить интересные формы работы, чтобы ребёнок сам проявлял интерес к той или иной учебной дисциплине.
2. Мотивация достижения успеха.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
3. Престижная мотивация.
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя и родителей.
В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Как развивать у школьника интерес к предмету?
Интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (зачастую даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
Осуществлять постоянную обратную связь с обучающимися.
Оценивать деятельность ребёнка на уроке.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, память, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Интегрировать знания, связывая темы одного предмета с родственными учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Создавать ситуацию успеха для обучающихся.
Немало важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. Нужно стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку различных целей - близких, перспективных, простых, сложных. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы.
Мотивация оказывает огромное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Во избежание снижения учебной мотивации обучающихся своего класса активно использую в своей педагогической деятельности различные методы, приемы, технологии и подходы обучения такие как:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Проектная технология
3. Здоровьесберегающие технологии
4. Технология проблемного обучения
5. Игровые технологии
6. Технология мастерских
7. Кейс – технология
8. Технология интегрированного обучения
9. Групповые технологии.
10. Музейная технология
11. Системно-деятелностный подход. (Преимущественно, использую системно-деятельностный подход, так как педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся моего класса особенно мотивируются на работу при использовании данного подхода.)
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что для достижения положительных результатов следует использовать какую-либо одну технологию.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия.
Использование данных технологий в образовательном процессе помогает мотивировать обучающихся, что приводит к успешному освоению образовательной программы начального общего образования.