СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика проведения мониторинга «Изучение социализированности личности обучающегося»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика «Изучение социализированности личности обучающегося» проводится с целью выявления уровня социальной адаптированности,  активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
««Методика проведения мониторинга «Изучение социализированности личности обучающегося»»













Выступление

на школьном методическом

объединении воспитателей

Тема: «Методика проведения мониторинга

«Изучение социализированности личности обучающегося»







Составила:

Шапочникова Наталья Александровна,

воспитатель МОУ «СШИ №2»









2021

Методика «Изучение социализированности личности обучающегося» проводится с целью выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.

Автор этой методики Михаи́л Ио́сифович Рожко́в (российский учёный, доктор педагогических наук, почетный профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, член Международной Академии психологических наук). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков 14-17 лет.

Обучающимся предлагается прочитать или прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием.

1.Социальная адаптированность (в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации или адаптированности – развитие самосознания личности, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам общества.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой потенциал.

2.Автономность обучающегося - это способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений.

Автономность определяется как «способность самому управлять своим обучением». Чтобы обладать этой способностью, учащийся должен взять на себя какую-то часть ответственности за свое образование. «Автономные» проявляют в учебной деятельности следующие качества: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки.

3.Социальная активность подростков заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие обучающихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей. Важнейший критерий социальной активности личности (активная жизненная позиция ребенка) является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности и включение его в различные виды деятельности.

4. Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.














Мониторинг «Изучение социализированности личности обучающегося»

Обучающимся предлагается прочитать или прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

всегда

Почти всегда

иногда

Очень редко

никогда

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  2. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  3. Мне нравится помогать другим.

  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  1. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  1. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  2. Переживаю неприятности других, как свои.

  3. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

  1. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  2. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого обучающегося бланк, в котором против номера суждения может быть поставлена оценка.

Бланк ответов для обучающихся

ФИ уч-ся­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Обработка результатов:

  • Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают сложением всех оценок первой строчки (суждения 1, 5,9,13, 17) и делением этой суммы на 5.

  • Оценка автономности высчитывается аналогично со второй строчкой (суждения 2,6,10,14,18).

  • Оценка социальной активности (суждения 3,7,11,15,19) - с третьей.

  • Оценка приверженности детей гуманистическим нормам нравственности (суждения 4,8,12,16,20) - с четвёртой.

Если получаемый коэффициент больше 3, можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка, если же он больше 2, но меньше 3, это средняя степень развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Полученные после обработки результатов данные, можно вносить в диаграмму, для того чтобы удобно было сравнивать показатели на начало и конец учебного года.







Пример












Список литературы:

1.Демидова, С. А. Развитие социальной активности подростков в школе / С. А. Демидова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/

(дата обращения: 30.03.2022).

Интернет-ресурсы:

2. C.И.Лунин ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова г.Ульяновск «Проблемы развития социальной активности подростков» https://scienceforum.ru/2022/article/2018030886

3. https://smogendrr.ru/psybooks/rean-a-abordovskaya-n-vrozum-s-i-psixologiya-i-pedagogika-26-3