СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения обзорной экскурсии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм создания обзорной экскурсии.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения обзорной экскурсии»

Методика проведения обзорной музейной экскурсии Автор-составитель: ПДО МБУДО «Городской центр «Виктория», Е.М. Кочнева

Методика проведения обзорной музейной экскурсии

Автор-составитель: ПДО МБУДО «Городской центр «Виктория»,

Е.М. Кочнева

Цель и задачи занятия Напомнить разновидности школьных экскурсий, дать алгоритм подготовки обзорной экскурсии.

Цель и задачи занятия

  • Напомнить разновидности школьных экскурсий, дать алгоритм подготовки обзорной экскурсии.
Виды экскурсий В образовательной практике школьного музея сформировались три основных типа экскурсии: ознакомительная, она же, обзорная , а также - образовательная и развивающая.

Виды экскурсий

  • В образовательной практике школьного музея сформировались три основных типа экскурсии: ознакомительная, она же, обзорная , а также - образовательная и развивающая.
Обзорная экскурсия  (ознакомительная) Появились обзорные экскурсии вместе с первыми музеями и музейными коллекциями, и по сей день они рассчитаны прежде всего на посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить о нем общее представление. Таким образом, сведения, получаемые ими на обзорной экскурсии, должны носить общий характер и предполагают знакомство со всей экспозицией в целом.

Обзорная экскурсия (ознакомительная)

  • Появились обзорные экскурсии вместе с первыми музеями и музейными коллекциями, и по сей день они рассчитаны прежде всего на посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить о нем общее представление.
  • Таким образом, сведения, получаемые ими на обзорной экскурсии, должны носить общий характер и предполагают знакомство со всей экспозицией в целом.
Содержание обзорной экскурсии  Знакомство с историей школы и историей появления музея. Знакомство с историей и содержанием музейной коллекции. Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея. Знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

Содержание обзорной экскурсии

  • Знакомство с историей школы и историей появления музея.
  • Знакомство с историей и содержанием музейной коллекции.
  • Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея.
  • Знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.
Методические принципы подготовки и проведения обзорной экскурсии Обзорные и тематические экскурсии в школьном музее проводятся группой экскурсоводов – учащихся средних и старших классов.

Методические принципы подготовки и проведения обзорной экскурсии

  • Обзорные и тематические экскурсии в школьном музее проводятся группой экскурсоводов – учащихся средних и старших классов.
1 этап подготовки Работа над экскурсией начинается с определения и разработки ее темы и проводится в двух направлениях:  - изучение источников и литературы;  - изучение экспозиции музея, в первую очередь, музейных предметов.

1 этап подготовки

  • Работа над экскурсией начинается с определения и разработки ее темы и проводится в двух направлениях:
  • - изучение источников и литературы;
  • - изучение экспозиции музея, в первую очередь, музейных предметов.
2 этап Следующий этап подготовки – составление плана экскурсии. В нем раскрываются цель экскурсии, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста (информационное обеспечение), состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии.

2 этап

  • Следующий этап подготовки – составление плана экскурсии.
  • В нем раскрываются цель экскурсии, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста (информационное обеспечение), состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии.
Юный экскурсовод должен знать об экспонате: Юный экскурсовод должен знать об экспонате следующие подробности: как называется предмет, о чем свидетельствует, как попал в музей. Поскольку в школах чаще всего проводятся экскурсии обзорные, экскурсоводу нужно знать все материалы, представленные в экспозиции! Необходимо продумать маршрут экскурсии и порядок показа экспонатов.

Юный экскурсовод должен знать об экспонате:

  • Юный экскурсовод должен знать об экспонате следующие подробности:
  • как называется предмет,
  • о чем свидетельствует,
  • как попал в музей.
  • Поскольку в школах чаще всего проводятся экскурсии обзорные, экскурсоводу нужно знать все материалы, представленные в экспозиции!
  • Необходимо продумать маршрут экскурсии и порядок показа экспонатов.
Помните! Проводя обзорную экскурсию, нельзя показывать один экспонат за другим без системы, не связывая показа одного экспоната с показом другого. Это может привести к тому, что посетители не получат общего представления о теме раздела музейной экспозиции. Отбирая предметы для экскурсии, необходимо учитывать время, которое понадобится для их показа. Не нужно перегружать экскурсию слишком большим количеством экспонатов. Раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа.

Помните!

  • Проводя обзорную экскурсию, нельзя показывать один экспонат за другим без системы, не связывая показа одного экспоната с показом другого. Это может привести к тому, что посетители не получат общего представления о теме раздела музейной экспозиции.
  • Отбирая предметы для экскурсии, необходимо учитывать время, которое понадобится для их показа. Не нужно перегружать экскурсию слишком большим количеством экспонатов. Раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа.
Составные части экскурсии Название части экскурсии содержание Вступительная беседа представившись группе, экскурсовод сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и о порядке ее проведения. Основная часть(рассказ и показ) Раскрывается история и содержание музейной экспозиции, коллекций. Важно отразить роль личности в становлении музея. Рассказать о людях, благодаря которым музей сформировался и продолжает свою деятельность. Заключительная беседа следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии и ответить на вопросы

Составные части экскурсии

Название части экскурсии

содержание

Вступительная беседа

представившись группе, экскурсовод сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и о порядке ее проведения.

Основная часть(рассказ и показ)

Раскрывается история и содержание музейной экспозиции, коллекций. Важно отразить роль личности в становлении музея. Рассказать о людях, благодаря которым музей сформировался и продолжает свою деятельность.

Заключительная беседа

следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии и ответить на вопросы

Итоги По окончании экскурсии с целью выяснения степени восприятия школьниками содержания экспозиции, результата посещения ими музея можно предложить экскурсантам ответить на заранее подготовленные вопросы. После посещения музея посетители (особенно если это были гости из другой школы или внешкольной среды) оставляют записи в книге отзывов о своем впечатлении о музее, о проведенной экскурсии.

Итоги

  • По окончании экскурсии с целью выяснения степени восприятия школьниками содержания экспозиции, результата посещения ими музея можно предложить экскурсантам ответить на заранее подготовленные вопросы.
  • После посещения музея посетители (особенно если это были гости из другой школы или внешкольной среды) оставляют записи в книге отзывов о своем впечатлении о музее, о проведенной экскурсии.
Специальные приёмы  ведения экскурсии Следует отдавать приоритет зрительному восприятию экскурсантов, правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при упоминании не только укажет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа. Если речь идет о предмете, картине, то в ходе рассказа следует делать паузы, во время которых внимание посетителей сосредотачивается на предмете. Речь экскурсовода должна быть не только грамотной, но и эмоциональной и в то же время естественной, без ложного пафоса.

Специальные приёмы ведения экскурсии

  • Следует отдавать приоритет зрительному восприятию экскурсантов, правильно соотносить показ и рассказ.
  • Опытный экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при упоминании не только укажет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно повторят экскурсанты.
  • Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа.
  • Если речь идет о предмете, картине, то в ходе рассказа следует делать паузы, во время которых внимание посетителей сосредотачивается на предмете.
  • Речь экскурсовода должна быть не только грамотной, но и эмоциональной и в то же время естественной, без ложного пафоса.
Задание Уважаемые ребята, вы вышли на финишную прямую! Скоро завершится наше двухлетнее сотрудничество в музейном деле по программе «Юный экскурсовод». У вас есть немало фотографий школьного музея. Воспользуйтесь личным ресурсом и создайте виртуальную обзорную экскурсию по школьному музею. Срок представления – вторая половина мая(если выйдем из режима самоизоляции).

Задание

  • Уважаемые ребята, вы вышли на финишную прямую! Скоро завершится наше двухлетнее сотрудничество в музейном деле по программе «Юный экскурсовод».
  • У вас есть немало фотографий школьного музея. Воспользуйтесь личным ресурсом и создайте виртуальную обзорную экскурсию по школьному музею.
  • Срок представления – вторая половина мая(если выйдем из режима самоизоляции).
Общаемся в ватсапе, в группе. Личные вопросы по формированию экскурсии задавайте в ВК, на личных страницах. Успехов всем!
  • Общаемся в ватсапе, в группе.
  • Личные вопросы по формированию экскурсии задавайте в ВК, на личных страницах.
  • Успехов всем!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!