Просмотр содержимого документа
«Методика работы над сочинением»
Методика работы над сочинением в начальной школе
в технологии «Критического мышления»
Цель: Определить рациональность приёмов технологии «Критического мышления» на развитие письменной связной речи младших школьников, т.е. навыка написания сочинений.
Задачи
- Отобрать методы и приёмы данной технологии, которые имеют качественное практическое применение по данной проблеме.
- Определить педагогические и методические условия влияния приёмов на развитие письменной связной речи на уроках русского языка.
Гипотеза
- Предлагаемые методы и приёмы в технологии «Критического мышления» направлены на развитие письменной связной речи.
Приёмы
- Приём Фаизова «Распространить простое предложение».
- (какое?) Облако. (что делает?) (по чему?)
- (какому?) (куда?)
Зима в лесу . ( сочинение – миниатюра по данным словам )
Чистота
- снежный убор леса
- зимний лес
- морозный воздух
- тишина
- следы птиц, зверей
- таинственно
- глубоко задумался
- яркая выразительность леса
- лес говорит с нами
- хозяйка зима
Сочинения на заданную тему
- Структура речевого развития:
- 1.Завязка. (Кто будет героем истории? Кто он? Чем занимается? С чего всё началось?)
- 2.Кульминация. (Что необычного случилось дальше интересного, смешного, грустного?)
- 3.Развязка. (Чем всё закончилось? Как отнеслись другие к этой истории? Твоё отношение к истории?)
Сочинение «В цирке»
Приём «Кластер »
6Твоё отношение к истории?
1 Обезьянка
2 Какая она? 5Чем дело закончилось?
( Милая, смешная, ловкая …) (Как отнеслись к этой истории?)
3 Что она делает в цирке? 4 Вдруг ….
( Катается на велосипеде, ( Что необычного случилось
кувыркается , танцует на арене, дальше интересного.
взбирается по шесту, ходит по канату …) Смешного, грустного? …)
Приём «Маркировка текста»
- Красным синий зелёным
- то, что требует (, потому что) объяснение вывод
- объяснения, (,так как) доказательство
- доказательства. (, чтобы)
- (, для того чтобы)
Сочинение «Нам нужен мир.» Приём «Слова ассоциации».
- Мир война
- Выходной день
- Семья
- Друзья
- Внимательные люди
- Любимая работа
- Любимое занятие – хобби
- Хорошие новости по телевизору
- Здоровье
- Счастливые лица
- Улыбки детей
Всем нужен мир, потому что …
Приём «пирамидальная история»
- 1.Имя героя истории.
- человек, животное, неодушевленный предмет)
- 2.Два слова для описания героя.
- (внешность, черты характера)
- 3.Три слова для описания места действия.
- 4.Четыре слова для описания проблемы истории.
- 5.Пять слов для описания первого события.
(ответ на вопрос Что явилось причиной проблемы в истории)
- 6.Шесть слов для описания второго события.
- (что происходило с героем по ходу сюжета)
- 7. Семь слов для описания третьего события.
(ответ на вопрос Что предприняли для решения проблемы?)
- 8.Восемь слов для описания решения проблемы.
- Собака
- Умная, добрая
- Деревня, озеро, куст
- Скулить, печаль, рано, взгляд
- Голод, кидать, терять, бросать, холод
- Лапа, кровь, консервная банка, нос, еда
Просить, слёзы, дом, бежать, лаять, машина, дорога
Кормить, пальто, конура, прогулка, строить, охранять, пастух, кости
Приём «Совместное письменное размышление»
- Работа в группе. Раздают листочки с разными темами рассуждения в виде вопроса по количеству человек в группе. Каждый читает вопрос, рассуждает записывает свое рассуждение (время 3мин.). Передают по сигналу, получив новый вопрос, читают предыдущее рассуждение, добавляют своё, связывая с предыдущим по смыслу и так далее, пока не вернётся свой листок. Вчитывается каждый, редактирует, дополняет, делает вывод. Записывает окончательный текст. Меняются местами по темам. Читают свой вариант в группе, выбирают более точный вариант, презентуют.
-
«Фишбоун»
- Проблема причины проблемы вывод
факты, примеры, последствия
Работа над ошибками
- Виды работ над орфографическими ошибками:
- 1.Проверка собственных работ
- 2.Взаимопроверка
- 3.Если ошибок мало, поставить количество ошибок в конце текста – ищут самостоятельно, если много – I, V на полях в конце строки – ищут самостоятельно
- 4.Проверка в группе:
- 1 этап – словари на группу, найти свои ошибки - обговаривается время 5мин.,
- 2 этап – приём «Карусель» - меняются тетрадями по кругу 5мин.,
- 3 этап – получили свою работу. Посмотрели на указанные ошибки, перепроверили по словарю. Выполнили окончательные исправления.
- 4 этап – «Кластер» группа на лист выписывает ошибки по орфограммам и повторяет это правило. (выступает каждая группа, чтобы слушали нацелить детей, слова не должны повторяться, «слушание с пометками»). Девиз:«Слушайте, находите, исправляйте, сдавайте». Цель учителя не поставить «2», а научить работать на положительную мотивацию.
- Виды работ над речевыми ошибками:
- Речевые ошибки – сложные, не всегда их видят дети.
- 1.Неуместно подобрано слово.
- 2.Не соблюдена конструкция предложения. Н-р: Солнце село, потому что стало темно.
- Приём «Карусель» - исправляют по кругу, предлагают свои варианты.
- 3. Логика, последовательность изложения.
- Приём «Кластер»
- Осенний лес деревья4
- 7 Дом животных
- 6 ручей листья5
Сочинение – сказка «Молодой ветерок» (Сочинить продолжение)
- Наступили сумерки. Всё погружается в сон: деревья, кусты, озерцо. Но не спится молодому ветерку, он подувает на водяную гладь. Облака окрасились в вечерний наряд – пижаму сине – жёлтого цвета и как мягким пушистым одеялом улеглись на лес, отражаясь в озерце. ..
Вывод
В каждом сочинении отражается детская любознательность, простота и искренность. Роль сочинения в начальной школе велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли? Какие более продуктивные методы и приёмы отобрать для работы? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем. Мне в работе над сочинениями помогают приёмы в технологии «Критического мышления».