Методика работы педагога – психолога с родителями агрессивных детей.
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.
Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Дети (подростки), которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению
В кадетском корпусе проблема агрессивного поведения стоит достаточно остро, т.к. в нем обучаются одни мальчики. Часто от родителей и учителей поступают запросы по поводу агрессивного поведения младших подростков. Поэтому хотелось бы поделиться методикой консультирования родителей по проблеме агрессивного поведения детей педагогом-психологом. Применять данный алгоритм работы желательно в младшем школьном и младшем подростковом возрасте.
В консультировании родителей по проблемам агрессивности прежде всего необходимо прояснить, как именно проявляется агрессивное поведение у ребенка. Эта информация очень важна для понимания стратегии помощи.
Педагогу-психологу нужно задать родителям вопросы:
В каких ситуациях проявляется агрессия? (когда у ребенка что-то не получается, при общении со сверстниками, взрослыми и т.д).
Как именно проявляется агрессия? (важен вид агрессивного поведения:
- по направленности на объект: гетероагрессия (на других) или аутоагрессия (на себя);
- по причине: реактивная (в ответ на внешнее воздействие) и спонтанная (без видимой причины);
- по форме: физическая, вербальная, экспрессивная);
- по проявлениям: прямая (направленная на объект) и косвенная (на другие более удобные объекты, не связанные напрямую с негативными чувствами).
3. Как изменялось негативное поведение ребенка: всегда ли оно было одинаково, есть ли какие – то заметные изменения, что влияет на поведение ребенка?
4. Как на агрессивное поведение ребенка реагируют взрослые? Что именно говорят (разъясняют, применяют ответную агрессию, уговаривают и т.д.)?
Дальнейшая работа с родителями будет строиться в зависимости от того, какие особенности их поведения или обстановки в семье могут способствовать стабилизации агрессивного поведения младшего подростка.
Наиболее типичные семейные факторы, которые могут повлиять на агрессивность у детей.
Излишнее внимание, уделяемое агрессивному поведению ребенка.
Родители или педагоги, стремясь повлиять на агрессивное поведение ребенка, активно реагируют на драки, тогда как социально приемлемое поведение остается без внимания. В этом случае мы можем столкнуться с феноменом «негативного самопредъявления»: ребенок использует агрессию как способ заявить о себе и получить внимание. Демонстративную агрессивность проявляют дети, привыкшие добиваться и получать преимущественно негативное внимание: они, как правило, имеют низкий уровень самоуважения.
Как понять, существует ли этот фактор в семье?
В таком случае родители реагируют на агрессивность ребенка излишними уговорами, нотациями, разъяснениями, т.е. агрессия подкрепляется ненужным вниманием со стороны взрослых.
Что можно порекомендовать?
Прежде всего, необходимо минимизировать внимание, которое получает агрессивное поведение ребенка. Важно обсудить с родителями, что их реакция на агрессивное поведение ребенка должна быть максимально нейтральной. Вместе с тем нужно найти способы оказать внимание ребенку в тех ситуациях, когда он ведет себя мирно. Родитель может подчеркивать удачные моменты, например: «Я заметил, что ты сегодня спокойно поговорил с Максимом».
Проявление агрессивности родителями.
Прежде всего, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и др.). Различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты (например, домашних животных), способствует закреплению агрессивного поведения у детей. Уже давно доказано, что наблюдение – один из важнейших механизмов формирования агрессивного поведения.
Как понять, существует ли этот фактор в семье?
Скорее всего, родители не всегда расскажут о реальных проявлениях агрессии ими самими. Информативным может оказаться вопрос, как родители наказывают ребенка или как реагируют на его нежелательное поведение. В этом случае можно использовать рисунок семьи, где ребенок может прорисовывать некоторые детали, которые будут характеризовать поведение родителей. В трактовке данных материалов нужно проявлять осторожность и по возможности обсудить ситуацию в семье с классным руководителем, воспитателем или социальным педагогом.
Что можно порекомендовать родителям в данном случае?
Во-первых, необходимо разъяснить родителям негативное влияние агрессии на ребенка. При этом важно не отмахиваться от комментариев типа «меня так воспитывали, и я вырос хорошим человеком», а объяснить, что на одни и те же воспитательные методы разные дети реагируют по- разному. Во-вторых, помочь родителям найти иные способы реагирования на проступки ребенка.
3. Эмоциональное отвержение ребенка родителями.
В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими – либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Дети реагируют на эмоциональное отвержение различными способами, одним из которых может являться агрессивное поведение.
Как понять, существует ли этот фактор в семье?
Напрямую выявить этот фактор достаточно сложно, но можно понаблюдать за взаимодействием ребенка и родителя. Как правило, можно увидеть, что родитель тяготится ребенком, не вступает с ним в тактильный контакт, легко раздражается или испытывает эмоциональное напряжение при контакте с ребенком.
Что можно порекомендовать родителям в данном случае?
Важно помочь родителю понять, что в данном случае ребенок нуждается во внимании и теплом отношении, а не в разъяснениях и наказаниях. Необходимо помочь родителю увидеть положительные стороны в ребенке и найти какие-то совместные дела, которые будут приносить им обоим удовольствие.
4.Недостаточность ограничений в семье.
Иногда агрессивность у детей сопровождается низким уровнем произвольности, которая тесно связана со стратегией воспитания в семье. Отсутствие четких и прозрачных правил, недостаточность или размытость ограничений, злоупотребление вербальными способами воздействия приводит к тому, что ребенок не может научится контролировать собственное поведение.
Как понять, существует ли этот фактор в семье?
Информативной может стать диагностика с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса, в которой есть шкалы С, Т, З, отражающие соответственно низкий уровень санкций, требований и запретов. Также в процессе наблюдения за взаимодействием между родителем и ребенком можно достаточно просто заметить непоследовательность и недостаточность ограничений.
Что можно порекомендовать родителям в данном случае?
Важно подробно разъяснить родителям развивающую роль правил и их необходимость для преодоления агрессивного поведения ребенка. Когда родителям будет это понятно, можно перейти к обсуждению конкретных правил и ограничений в семье и совместно поискать способы их оптимизации.
Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции (авторитарное воспитание).
При данном стиле воспитания родительское воспитание характеризуется сочетанием обостренного внимания и заботы с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается; стремится задействовать ребенка как исполнителя.
Как понять, существует ли этот фактор в семье?
Эффективным будет наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка, а такде диагностика с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса.
Что можно порекомендовать родителям в данном случае?
Можно рекомендовать родителям дать ребенку возможность выбирать и поддерживать его выбор, а также выражать ребенку принятие и поддержку.
Применение данной схемы позволит дифференцированно подходить к работе с родителями агрессивных детей.
Общие рекомендации.
Агрессия часто связана с переживанием гнева и отсутствием у ребенка конструктивных способов его выражения. Поэтому важный аспект работы с агрессивными детьми – формирование этих социально приемлемых способов. Роль родителей в этом процессе очень велика. Психолог может помочь родителям развести чувства и поведение ребенка. Все ограничения должны накладываться на поведение, тогда как чувства могут быть любыми. Этот принцип можно сформулировать так: «Можно сердиться – нельзя драться». Важно легализовать проявление агрессии у ребенка, разрешить ему сердиться, признать его право на переживание. Тотальный запрет на агрессию может дать противоположный результат: бурное проявление агрессии.
Родители вместе с ребенком могут выбрать конструктивный способ выражения агрессии ( «Драться нельзя, но можно…..кидать мяч, рвать бумагу, бить подушку»).
Часто в консультативной практике сталкиваемся с тем, что некоторые родители, особенно отцы, считают допустимым проявление физической агрессии: «Он должен уметь постоять за себя», «Все мальчики дерутся – это нормально». В этом случае следует сделать акцент на том, что драка не должна являться для ребенка единственным способом реагирования. Ребенку важно иметь своего рода арсенал различных поведенческих моделей, которые он может использовать в различных ситуациях. Например, в нашем кадетском корпусе в помещениях для проживания установлены спортивные груши, положены маты, оборудованы спортивные уголки. Ребята знают о том, как можно выплеснуть свои эмоции без вреда для окружающих.
Литература
Пилипко Н., Диянкова И. Работа для троих: коррекционная работа с детско-родительской парой в процессепсихологического консультирования// Школьный псхолог. – 2002. - № 39.
Хухлаева О.В.Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 1999.