СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для студентов и преподавателей педагогических колледжей специальности 44.02.01 "Дошкольное образование".

Просмотр содержимого документа
«Методика работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.»


Методика работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники


Печерская И.И.

Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»


Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста – это длительный и сложный процесс практического овладения ребенком языковых понятий и категорий, умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса и предполагающих свободное использование грамматических средств и словообразовательных моделей, словосочетаний, предложений различных типов и синтаксических конструкций. Связная речь не только вбирает в себя все достижения ребёнка в познании родного языка, но и помогает ему устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

Основная функция связной речи - коммуникативная - осуществляется в двух формах – монологе и диалоге, каждая из которых имеет свои особенности и определяет характер методики их формирования. Разработанные и используемые в современном образовательном процессе, в практике приемы развития умений в построении монолога (рассказа) позволяют детям находить точные слова, правильно строить предложения и соединять их в логической последовательности в связный рассказ. При этом происходит постепенное, последовательное осознание своей речи, развивается ее произвольность, происходит вычленение основных компонентов и признаков. В характеристике текста (монолога) выделяют две взаимосвязанные стороны — связность и цельность.

Необходимо сделать эти признаки доступными пониманию детьми старшего дошкольного возраста, чтобы обеспечить произвольное овладение сложной формой монологической речи. Как показали результаты изучения исследования Зимней И.А., дети старшего дошкольного возраста способны определить тему, установить смысловые связи внутри текста. По мнению автора, дошкольники используют в своих высказываниях формальные средства связи (преимущественно цепную связь, выраженную местоимениями, лексическим повтором, синонимами). У ряда детей старшей группы уже имеются представления о строении текста. Однако без формирования умения проводить анализ высказывания с точки зрения его связности и цельности развиваются недостаточно эффективно [15, с. 107].

Важность применения приемов мнемотехники в данном случае заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, поэтому весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко запоминает и воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям соблюдать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Процесс ознакомления старших дошкольников с картинно-схематической моделью подробно описан в работах Венгера Л.А., Дьяченко О.М. и происходит следующим образом: детей учат делить произведение на смысловые части, давать им заголовок и делать соответствующую зарисовку картины. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между картинками, которые обозначены стрелочками, с нарисованными заместителями персонажей. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенным схемам-картинкам. Постепенно у дошкольников формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые в дальнейшем они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности [6, с. 49].

Введение схем-символов в таком случае требует определенного уровня сформированности умения ребенка анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений, замещать объекты, устанавливать между ними непосредственные связи. Эти умения формируются у детей в процессе использования мнемотехники в познавательной деятельности, но требуют достаточно высокого уровня дифференцированного восприятия, образного мышления, связной монологической речи.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ, который предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана запоминания рассказа выступает схематичная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей;

  3. передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей, начинается с рассказывания знакомых коротких сказок [28, с. 127].

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки, используются схематичные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять схемы-модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами схемы-модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами схемы-модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами схемы-модели переходят к составлению пространственной динамичной схемы-модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона изображения, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало и конец повествования. Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

  2. определение взаимосвязи между ними;

  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов схемы-модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в схеме-модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины вводятся необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества, а затем составляется рассказ с учетом этих изменений. Результатом данного вида деятельности дошкольников являются приобретенные навыки осознанного использования синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, грамматически оформленное построение сложных предложений с временными, целевыми и причинными отношениями.

Старший дошкольный возраст характеризуется способностью в налаживании диалогического общения, при котором отмечается улучшение образности речи, исследование сложных случаев словоизменения, развитие фонематического восприятия и интонационной стороны речи. На практике нами было замечено, что эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является использование пиктограмм. Пиктограммы «схемы-слова» помогают старшему дошкольнику, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы-предложения - определять количество слов, развивать интерес к общению, совершенствовать речемыслительную деятельность, овладевать операциями анализа и синтеза.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить сопутствующее связное высказывание. Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок, со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение [29, с. 10].

В системе работы со старшими дошкольниками пиктограммы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и так далее. Подробнее рассмотрим этапы обучения работе с пиктограммами:

  1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания:

− идентификация символа (показываем ребенку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине);

− выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал педагог);

− выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

− выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других;

− конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза);

− выбор из нескольких фраз той, которую назвал педагог.

  1. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

- составить из пиктограмм пару (предлагаем ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла - играть; яблоко - есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать - уши; пить - вода);

- выбрать те, которые относятся к одной тематической группе;

- четвёртый лишний;

- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши - слушать; глаза - смотреть);

- найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

  1. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа:

- составить из пиктограмм произнесённую педагогом фразу;

- составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками;

- подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

- составить логические цепочки [36, с. 105].

Система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) - обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков текста высказывания.

Старшими дошкольниками при составлении творческих рассказов широко применяются мнемотаблицы, которые помогают наглядно и быстро придумать текст повествовательного произведения практически на любую тему, использовать разнообразие лексического запаса, соблюдая при этом общие принципы построения сюжета. Необходимо помнить следующие этапы работы с мнемотаблицей:

1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2) перекодировка информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы;

3) составление творческого рассказа по заданной теме;

4) зарисовка мнемотаблицы детьми;

5) рассказывание по мнемотаблицам, созданными дошкольниками [38].

Мнемотаблица чётко отражает основные свойства и отношения, доступная для воспроизведения, соответствует уровню развития детей. Большую эффективность мнемотаблицы доказывают при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводятся в графический вид, после выстраивается последовательная схема  всего произведения. На основе подобранного графического материала старшие дошкольники по памяти воспроизводят полностью стихотворение. Чтобы заучивание детьми лирической миниатюры было нетрудным, интересным и творческим, не стоит применять большое количество мнемотаблиц.

Мнемотаблицами, пиктограммами, схемами-заместителями не ограничивается вся работа по развитию монологической и диалогической связной речи у детей старшего дошкольного возраста, параллельно проводятся словесные, настольно-печатные, дидактические игры, которые способствуют формированию умения классифицировать предметы, явления, а также совершенствованию речи, зрительного восприятия, образного и логического мышления, внимания, наблюдательности, интереса к окружающему миру, навыков самопроверки.

Вооружить ребенка приемами мнемотехники - значит дать ему возможность осмысленно и самостоятельно выбирать способ запоминания, логически структурировать поступающую информацию для последующего воспроизведения и включения ее в существующую систему ассоциативных связей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что систематическая работа с помощью мнемотехники способствует развитию памяти, внимания, воображения и совершенствованию связной речи детей старшего дошкольного возраста, предполагающей свободное владение словарем и грамматическим строем языка, соблюдение необходимой лексической точности, умение сравнивать, выделять главное, сопоставлять, анализировать.

Благодаря применению методов и приемов мнемотехники дошкольники способны обобщать существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Использование наглядных символов-схем при пересказе и составлении описательных и творческих рассказов заметно облегчает детям старшей возрастной группы овладение связной речью, а наличие зрительного плана делает их рассказы четкими, связными и последовательными.

Символико-знаковая система мнемотехники помогает ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах, выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

Пересказывая тексты из произведений художественной литературы, рассказывая сказки с помощью мнемотаблиц, дети старшего дошкольного возраста формируют грамматически правильную речь, богатую сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие, прилагательными, характеризующими персонажей и так далее – все способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.


Список использованных источников


  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 272 с.

  2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2014. – 235 с.

  3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М.: «Норма», 2007. – 208 с.

  4. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова. – М.: «КАРО», 2005. – 32 с.

  5. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. Большева. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. – 112 с.

  6. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. – С.47-52.

  7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.

  8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, – 1972. – 288 с.

  9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: АСТ:Астель: Транзиткнига, 2006. – 158с.

  10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. – М.: «Лабиринт», 1999. - 352 с.

  11. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С.Галанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 176 с.

  12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 с.

  13. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1. – С.16.

  14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 129 с.

  15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. – 432 с.

  16. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. - М.: Самиздат, 2007. – 350 c.

  17. Лаврентьева, Т.В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями / Т.В. Лаврентьева // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. – С.35-38.

  18. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 20-27.

  19. Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1979. – 204 с.

  20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 560 с.

  21. Лисина, М.Л. Потребности и мотивы общения между младшими школьниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. – Минск: Тарту, 2009. – 115 с.

  22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2009. - 143 с.

  23. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Книга по Требованию, 2013. – 88 с.

  24. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко //Логопед. – 2008. – № 4. – С.102 -115.

  25. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет: новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - Спб.: Речь, 2010. - 143 с.

  26. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

  27. Резникова, Н.С. Как развить память у ребенка/ Н.С.Резникова. - М.: «Мой Мир», 2011.- 256 с.

  28. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. – Тула: Приокское кн. изд., 1993. – 262 с.

  29. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

  30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 224 с.

  31. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1986. - 130 с.

  32. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-21.

  33. Широких, Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Т.Д. Широких// Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 2. – С.59-62.

  34. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2009. – 194 с.

  35. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. ИЦ «ВЛАДОС», 2008. - 287 с.

  36. Челышева, А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) / А.А. Челышева // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: «Молодой ученый», 2013. – С. 104-106.

  37. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. - 384 с.

  38. Бовкун, Т. Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования [Электронный ресурс]: учебные материалы для детского сада и школы международного образовательного портала (свидетельство СМИ: № ФС 77-57008) / Т. Бовкун. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-monologicheskoi-rechi-detei-posredstvom-metoda-nagljadnogo-modelirovanija.html.





4