СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методика работы с детским академическим хором"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с академическим хором.

Просмотр содержимого документа
«"Методика работы с детским академическим хором"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Методика работы с детским академическим хором»




Вокальная работа с детским академическим хором характеризуется прежде всего выработкой такого мелодического звука, правильно оформленного певческого тона, который своей кантиленой, красо­той, колоритом волновал бы слушателей, а безупречно ровным звучанием напоминал звук инструмента. Поэтому вокальные уп­ражнения для работы с академическим хором преследуют именно эту цель развитие красивого голоса как такового.

Особое внимание в академическом пении уделяется моменту округления звука, «так как оно дает необходимую ровность го­лоса по всему диапазону и способствует выявлению эталона пра­вильного певческого звучания голоса». От степени округления звука зависит окраска, характер звучания голоса он может быть более прикрытым, далеким, матовым или более звонким, близким, ярким. Эти вокальные штрихи дик­туются конкретными музыкально художественными образами. Например, «Кондор» Калинникова или «Узник» Давиденко правиль­нее петь более собранным, прикрытым, сумрачным звуком, а «При­зыв весне» Бетховена или «Марш энтузиастов» Дунаевского—светлым, звонким, солнечным звуком. Вместе с тем тембровые краски осуществляются на основе крепкого, прочного владения певцами единой манерой звукообразования, вокальной системой, школой пения.

Исполнение классики, как правило, требует строго академического, прикрыто округлого характера звука, исполнение народных песен допускает более открытый, светлый звук, имитиру­ющим своей звонкостью, близкой подачей звука подлинно народ­ный стиль исполнения.

Поскольку хоровое пение возможно лишь при одновременности действии всех певцов и академическое пение осуществляется под жест дирижера, очень важным становится момент слаженности процесса пения. Для этого руководитель должен оттачивать свою дирижерскую технику, особенно хорошо показывать ауфтакт — жест, предваряющий, предвосхищающий по времени различные технические и художественные моменты исполнения, которые необ­ходимо показывать певцам. Если перефразировать известный афо­ризм «искусство пения — это искусство дыхания», то «искусство дирижирования — это искусство ауфтакта».Действительно, в ауфтакте заложено все — темп произведения, динамика, метроритми­ческая организация, характер дыхания и исполнения в целом.

Участники хора должны владеть приемом единовременного дыхания и вступления по руке дирижера. По знаку «Внимание’» дирижер готовит, собирает внимание участников волевым жестом рук, выдвигаемых вперед. Жест «Дыхание’» — ауфтакт руки движутся вверх или в стороны в зависимости от размера и доли вступления. При жесте «Звук’» руки после мгновенной задержки идут в определенную точку, в которой и фиксируется начало звука. Приучить участников к дирижерскому жесту — значит привить им навыки пения по руке. Для исполнения произведений академического хора это очень важно, так как в них масса различных вокально-технических за­дач, нюансов, штрихов, и т.д. которые без управления дирижера трудно выполнить. Одной из первых таких задач следует назвать единое дыхание и единовременное вступление голосов.

Совершенствование вокальной техники в хоре предполагает работу над расширением диапазона голосов. Формирование верхнего участка диапазона связано с техникой округления верхних звуков, взятия их приемом «на себя» и сверху, при этом начинать формировать звук следует с фальцетного легкого звучания, раскрывая динамику постепенно, с помощью брюшною пресса (он как бы чуть-чуть выдвигается вперед). К нижнему участку регистра надо двигаться от звуков примарной зоны — зоны естественно го звучания голоса, стремясь сохранить смешанное (микстовое) звучание с большой долей головного резонирования в средней и нижней частях диапазона. Все звуки диапазона должны проде­ваться единым тембром, при едином механизме звукообразования, на зафиксированном положении открытой гортани, «зевке».

Рассмотрим наиболее типичные недостатки в академическом пении хоров:

  1. Тусклое, бестембровос звучание. Возникает в результате отсутствия навыков дыхания, неумения пользоваться резонаторами, а также вследствие общего пассивного тонуса поющих. Путь к преодолению указанных недостатков—в выработке навыков певческого дыхания, пения на диафрагме, на опоре, в на­хождении точки головного резонирования. Помогает также разви­тие музыкально образного мышления певцов, которое, в свою очередь, активизирует эмоциональное отношение поющих к исполняемому репертуару.

  2. Форсированное, напряженное звучание. Выделяется чрезмерно повышенной динамикой, резкостью, грубостью исполнения. Сила звука в этом случае является ложным критерием художественной оценки пения, и громкость достигается не ис­пользованием резонаторов, а интенсивным выталкиванием звука. В результате возникающего высокого подсвязочного давления происходит «нажим» на связки. Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетической, но и прочно для певческого аппарата. Кроме того, хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантиленно.

Прежде всего следует психологически перестроить певцов та­кого хора, объяснить им, что красота голоса и полноценное звучание достигаются не физическим напряжением органов дыхания и работой гортани, а умением пользоваться резонаторами, в которых голос приобретает нужную силу и тембр. Задача руководителя — снять напряженность в работе дыхательных органов певцов, излишнюю активность, найти точку головного резонирования. Поможет в этом пение упражнений с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамике piano, mezzo piano, филированне звука, упражнения на кантилену, ровность звука, спокойное, удержанное дыхание

3. Плоский, мелкий, «белый» звук. Очень часто такое звучание в академическом хоре отождествляют с народной манерой пения. Мы уже говорили, что «белый», плоский звук ни­что общее с подлинно народным пением не имеет. Хоровые коллективы, поющие таким звуком, как правило, не имеют четкого представления ни о народной, ни об академической манерах пения, их вокально-хоровая техника беспомощна. Руководителю коллектива следует прежде всего определиться в художественно исполнительском направлении своего колтектива. Если хор будет развиваться как академический, руководитель обязан заняться правильным звукообразованием. Необходимо в первую очередь снять пение на горле, перенести его на диафрагму и обязательно выработать у певцов навык «зевка», посыла округ­ленного звука в точку головного резонатора. Выполнять все это следует в единой манере формирования звука, при этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные ё, ю, у, а также пение вы держанного звука на слоги ми, мэ, ма, мо, му с округлением всех гласных.

4.Пестрое звучание. Характеризуется отсутствием одиной манеры формирования гласных, то есть «открытые» гласные звучат светло, открыто, а «прикрытые» — более собранно, затемнено. Происходит это оттого, что певцы не умеют в процессе пения сохранять зафиксированное положение «зевка» в задней части ротового канала. Зев принимает положение, соответствующее той гласной, которая поется. Отсюда пестрота звучания, которую хор­мейстер обязан слышать. Чтобы ликвидировать ее, певцам необходимо научиться петь в единой манере, то есть формировать все гласные (в том числе и «открытые») способом округления.

5.Глубокое, «задавленное» звучание. Может воз­никнуть из за чрезмерного перекрытия звука, когда «зевок» делается очень глубоко, близко к гортани Такое пение всегда остается несколько глухим, часто с гортанным призвуком. Прежде всею следует облегчить «зевок», приблизить звучание, уп­ражняясь на пении слогов с «близкими» гласными — зи, ми, ни, ди, би, ли, ля, ле и т.п. Исправлению недостатка поможет также включение в репертуар произведений светлого, прозрачного звуча.ния, с использованием легкого staccato.

Лучше всего искоренять недостатки и прививать правильные певческие навыки на специальных упражнениях. Каждое вокальное упражнение должно быть посильным для исполнения, иметь четко сформулированную руководителем вокально- техническую задачу, а также ключ к ее решению. Руково­дитель должен либо сам продемонстрировать технику исполнения тою или иного вокального задания, либо доходчиво объяснить, найти точку головного резонирования. Поможет в этом пение упражнений с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамике piano, mezzo piano, филированне звука, упражнения на кантилену, ровность звука, спокойное, удержанное дыхание.




Список использованной литературы:

1. А.Пономарев «Детский хор» (статья)

2. В. Г. Соколов Работа с хором – М., 1967г.

3. Г. П. Стулов Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002г.

4. В.Л. Живов Хоровое исполнительство. Теория Методика Практика. – М., 2003г.

5. М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. Методика работы с детским вокальным коллективом – М., 1999г.

6. В. Г. Соколов – редактор. Работа с детским хором – М., 1981г.

Сборник статей.