СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы в технике граттаж на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы в технике граттаж на уроках изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Методика работы в технике граттаж на уроках изобразительного искусства»

Автор: Приходько Дарья Андреевна, учитель изобразительного искусства.

Методика работы в технике граттаж на уроках изобразительного искусства

Техника граттаж очень интересна учащимся, так как она развивает внимательность, усидчивость, воображение школьника. Однако, на сегодняшний день, возникает проблема неподготовленности педагогов, отсутствие или недостаточность пособий, методических разработок по обучению технике рисования граттаж.

Граттаж (от французского слова «gratter»), означает скрести, царапать. Один из способов нанесения изображения, когда рисунок создается через процарапывание пером или другим острым предметом по воску картона или бумаги, залитых тушью. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский, создавая свои фантастические, повышено экспрессивные произведения.

В техники граттаж используются изобразительно выразительные средства графики: пятно, линия, штрих, точка и др.

Дадим понятие некоторым средствам графики: 1. Линия – наиболее общее понятие в рисунке. Линия выявляет форму предмета, характер деталей. Она способна придать особую остроту и напряженность изображаемому действию. 2. Контур – граница формы, замыкающая ее силуэт, отделяя от среды и окружения. Контурный линейный рисунок – основа графического изображения. 3. Штрих – тонкая короткая черта, линия в рисунке, чертеже; отдельная подробность, характерный момент чего-либо. 4. Светотень – распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике. Названные выразительные средства графики и составляют основу, с помощью которой выполняется техника рисования граттаж

Граттаж входит в ряд нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, техника граттаж, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников в целом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Методика работы:

Граттаж выполняется острым предметом, это может быть перо, заостренная палочка или специальные резцы.

  1. Выполняем эскиз будущего изображения

Рис 1. Рис. 2. Рис. .3

2 . Подготавливаем поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина, можно использовать обычную свечу, а затем наносят тушь или краску. Цвет картона может быть любой, чаще всего используют белый.

Покрываем воском эскиз

3. На поверхность картона наносим тушь или гуашь разведенную в мыльной воде. Тушь рекомендуется наносить в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать.

Наносим гуашь разведённую с мылом

4. На подготовленном картоне процарапывают линии и штрихи заостренным предметом. Таким образом, получается, что, выцарапывая линии будущей картины, открывается цвет основы.

Процарапываем изображение



Готовые изображения

Используя навыки нетрадиционных техник рисования, учащиеся учатся новым способам изображения, развивают фантазию. Данный способ рисования будет полезен в практиках общеобразовательных школ, так как отличается от привычных видах деятельности учащихся. Школьники с интересом применяют различные техники рисования, такие как граттаж, монотипия, пуантилизм, эбру и другие виды.