Методика разработки и применение
контрольно-оценочных средств,
интерпретация
результатов контроля и оценивания
Разработал: мастер п/о А.Х. Косяшников
Введение
В сегодняшних условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения среднего профессионального образования (СПО) во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.
Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетенции специалистов.
Особенность ФГОС третьего поколения состоит в том, что они основаны на компетенциях и предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того ФГОС представляют свободу образовательному учреждению в выборе образовательных технологий.
Структура и содержание основной профессиональной образовательной программы и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть нацелены на формирование и достижение необходимого результата обучения.
Фонд оценочных средств
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Фонд оценочных средств (ФОС)– комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).
ФОС включает в свою структуру:
- комплект контрольно-измерительных материалов, предназначенный для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам;
- комплект контрольно-оценочных средств, предназначенный для проведения промежуточной аттестации по профессиональным модулям, а также междисциплинарным курсам и практикам, входящим в состав профессионального модуля.
Формы и методы оценивания
1. Текущий контроль:
- текущий контроль провожу с целью оценки качества освоения программы учебной дисциплины, а также стимулирования учебной работы обучающихся, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса. Текущий контроль провожу на любом из видов учебных занятий.
Формы текущего контроля: проверочная работа, тестирование, опрос, выполнение практических и лабораторных работ, наблюдение за деятельностью обучающихся и т.д., выбираю, исходя из методической целесообразности.
2. Рубежный контроль:
-рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела учебной дисциплины.
Формы рубежного контроля: контрольная работа, контрольное тестирование, выполнение практического задания выбираю, исходя из методической целесообразности.
3. Зачет (или дифференцированный зачет)
- провожу по окончании изучения дисциплины методом тестирования.
Формирование профессиональных компетенций (ПК)
и общих компетенций (ОК)
Профессиональные и общие компетенции | Средства формирования |
ПК-1 | Лабораторная работа по теме |
ПК-2 | Практическая работа по теме |
ОК-1 | Самостоятельная работа |
ОК-2 | Тестирование |
Оценка знаний и умений
В системе оценки знаний и умений использую следующие критерии:
«Отлично» – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление
«Хорошо» – если обучающийся полностью освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют некоторые неточности
«Удовлетворительно» – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определение понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения
«Неудовлетворительно» – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определение понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач; за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.