СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Сложные аналогии"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Просмотр содержимого документа
«Методика "Сложные аналогии"»

Методика «Сложные аналогии»

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».
Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.

Шифр

Овца-стадо

Малина-ягода

Море-океан

Свет-темнота

Отравление-смерть

Враг-неприятель

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Испуг – бегство

  2. Физика – наука

  3. Правильно – верно

  4. Грядка – огород

  5. Пара – два

  6. Слово – фраза

  7. Бодрый – вялый

  8. Свобода – воля

  9. Страна – город

  10. Похвала – брань

  11. Месть – поджог

  12. Десять – число

  13. Плакать – реветь

  14. Глава – роман

  15. Покой – движение

  16. Смелость – геройство

  17. Прохлада – мороз

  18. Обман – недоверие

  19. Пение – искусство

  20. Тумбочка – шкаф

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д

Б

Е

А

Е

А

Г

Е

В

Г

Д

Б

Е

А

Г

Е

В

Д

Б

В

Оценка

оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

количество правильных ответов

19

18

17

15-16

12-14

10-11

8-9

7

6

Анализ результатов.


Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
Норма правильных ответов - 5 и выше.