Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна.
Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Нами же была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике он бытует под домашним названием «линеечки».
Использование «линеечек» Дембо-Рубинштейн не как инструмента клинического исследования, а как портативного инструмента массовых обследований самооценки школьников стало возможным после валидизации этого метода в работах А.В. Захаровой (1993) и Г.А. Цукерман (1993).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.
Методика предполагает следующую процедуру проведения. Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».
На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно (Приложение 1).
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высокой» – со средним баллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом 0-2,5.
Методика Пономаренко Л.П.
Наряду с методикой изучения самооценки качеств личности нами был использован тест Л.П.Пономаренко на основе методики семантического дифференциала.
Учащимся предлагалось пройти тест, состоящий из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре ребята определяли, как это свойство проявляется у них. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.
На I этапе работы по каждой паре они выбирали номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у них в настоящий период их жизни («Реальное Я»). Выбор обозначали крестиком («х») в соответствующем квадратике.
После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т. е. каким бы вы хотели быть, и обозначаете свой выбор кружочком (Приложение 2).
По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок.
Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.
Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Цифра от 10 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Результат менее 10 баллов свидетельствует о высокой самооценке.
Приложение 1
Опросный лист.
Методика самооценки качеств личности
( Т. Дембо - С. Рубинштейн)
Доброта | Честность | Сообразительность | Трудолюбие | Щедрость | Любознательность | Общительность |
Дата заполнения ________________
Класс__________________________
Имя ______________________________________
Приложение 2
Опросный лист.
Методика самооценки качеств личности
(по Л.П. Пономаренко)