СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Нами же была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике он бытует под домашним названием «линеечки».

Просмотр содержимого документа
«Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна.»

Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна.

Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Нами же была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике он бытует под домашним названием «линеечки».

Использование «линеечек» Дембо-Рубинштейн не как инструмента клинического исследования, а как портативного инструмента массовых обследований самооценки школьников стало возможным после валидизации этого метода в работах А.В. Захаровой (1993) и Г.А. Цукерман (1993).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по зара­нее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обу­словлен целями исследования.

Методика предполагает следующую процедуру проведения. Ре­бенку предлага­ется ряд шкал, условно обозначающих проявление различ­ных черт личности, и сле­дующая инст­рукция: «Допустим, что на этой ли­нии расположились все люди мира в порядке повышения их со­стояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – са­мые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые ни­когда не болеют). Как ты дума­ешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспе­риментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно (Приложение 1).

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на от­резки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале явля­ется равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчиты­вается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой при­нято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высо­кой» – со средним баллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом 0-2,5.

Методика Пономаренко Л.П.

Наряду с методикой изучения самооценки качеств личности нами был использован тест Л.П.Пономаренко на основе методики семантического дифференциала.

Учащимся предлагалось пройти тест, состоящий из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре ребята определяли, как это свойство проявляется у них. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.

На I этапе работы по каждой паре они выбирали номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у них в настоящий период их жизни («Реальное Я»). Выбор обозначали крестиком («х») в соответствующем квадратике.

После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т. е. каким бы вы хотели быть, и обозначаете свой выбор кружочком (Приложение 2).

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Цифра от 10 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Результат менее 10 баллов свидетельствует о высокой самооценке.
















Приложение 1

Опросный лист.

Методика самооценки качеств личности

( Т. Дембо - С. Рубинштейн)


Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность




Дата заполнения ________________


Класс__________________________


Имя ______________________________________






Приложение 2

Опросный лист.

Методика самооценки качеств личности

(по Л.П. Пономаренко)