СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики диагностики нарушений самооценки у детей с интеллектуальной патологией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование самосознания у детей с интеллектуальной патологией является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии. В данной работе приведены методики диагностики самооценки у детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Методики диагностики нарушений самооценки у детей с интеллектуальной патологией»

Методики диагностики нарушений самооценки у детей с интеллектуальной патологией

Методики диагностики нарушений самооценки у детей с интеллектуальной патологией

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»  ИНСТИТУТ ДЕТСТВА      Выполнил студент группы 2014-ОЛИГО-301/1 Турчанинова Зухра Талхаевна Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Олигофренопедагогика Форма обучения: заочная  Новосибирск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Выполнил студент группы 2014-ОЛИГО-301/1

Турчанинова Зухра Талхаевна

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное

(дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика

Форма обучения: заочная

Новосибирск

Формирование самосознания умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии

Формирование самосознания умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии

Самооценка  —   это  степень  восприятия  себя  хорошим,  компетентным,   достойным  уважения 

Самооценка   это  степень  восприятия  себя  хорошим,  компетентным,  достойным  уважения 

Формирование самосознания умственно отсталых детей Формирование самосознания умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии , что обусловлено важной ролью самосознания в формировании личности ребенка в целом, воспитание у него возможности полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.

Формирование самосознания умственно отсталых детей

  • Формирование самосознания умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии , что обусловлено важной ролью самосознания в формировании личности ребенка в целом, воспитание у него возможности полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.
Теоретическая база Проблемой изучения особенностей самооценки у детей с умственной отсталостью занимались такие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как: С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.М. Махова, Л.Ф. Хайртдинова, Б.В. Зейгарник, Б.И. Пинский, У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс и другие.

Теоретическая база

  • Проблемой изучения особенностей самооценки у детей с умственной отсталостью занимались такие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как: С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.М. Махова, Л.Ф. Хайртдинова, Б.В. Зейгарник, Б.И. Пинский, У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс и другие.
Методики исследования особенностей самооценки Методики: «Какой Я?», «Лесенка», изучение самооценки (модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейн), изучение самооценки детей в разных видах деятельности, рисуночная методика «Автопортрет».

Методики исследования особенностей самооценки

  • Методики: «Какой Я?», «Лесенка», изучение самооценки (модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейн), изучение самооценки детей в разных видах деятельности, рисуночная методика «Автопортрет».
 Методика «Лесенка»     Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.  Учебные материалы : у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Методика «Лесенка»  

  • Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.
  • Учебные материалы : у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общее отношение к себе) и как представления ребенка о том, как его оценивают другие люди, по нескольким показателям (здоровье, аккуратность, доброта, ум и количество друзей).

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общее отношение к себе) и как представления ребенка о том, как его оценивают другие люди, по нескольким показателям (здоровье, аккуратность, доброта, ум и количество друзей).

Инструкция  1.« Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».  2. Повторить инструкцию еще раз.  3. Поблагодарить за работу.

Инструкция

1.« Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить за работу.

Обработка результатов:   1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная); 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный); 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Обработка результатов:

  • 1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
  • 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
  • 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Методика “Какой Я?” Цель: определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Методика “Какой Я?”

  • Цель: определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Методика «Я, добро и зло».    Цель: Выяснение особенностей эмоционального отношения детей к тем или иным сторонам окружающей действительности.

Методика «Я, добро и зло».

  • Цель: Выяснение особенностей эмоционального отношения детей к тем или иным сторонам окружающей действительности.
Я-концепции”.   Шкала самооценки личности Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов. Описание задания.  Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Я-концепции”.

  • Шкала самооценки личности
  • Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.
  • Описание задания.  Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.  

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

  • Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.
  •  
Инструкция «Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы: 4 – очень часто; 3 – часто; 2 – иногда; 1 – редко; 0 – никогда.»

Инструкция

  • «Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
  • 4 – очень часто;
  • 3 – часто;
  • 2 – иногда;
  • 1 – редко;
  • 0 – никогда.»
Предварительная работа Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника. Любишь ли ты, когда тебя хвалят? Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?) Нравится ли товарищам общаться с тобой? Какие роли тебе дают ребята? Какую роль ты сам себе выбрал? Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные? Что такое, по-вашему, самооценка?

Предварительная работа

  • Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.
  • Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
  • Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
  • Нравится ли товарищам общаться с тобой?
  • Какие роли тебе дают ребята?
  • Какую роль ты сам себе выбрал?
  • Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
  • Что такое, по-вашему, самооценка?
Методика «Три круга» или (Де-Греефе).  Возрастной диапазон:  школьники 1-2 класса  Цель методики:  определить характер самооценки ребенка  Оборудование:  лист бумаги, ручка или карандаш

Методика «Три круга» или (Де-Греефе).

  • Возрастной диапазон:  школьники 1-2 класса
  • Цель методики:  определить характер самооценки ребенка
  • Оборудование:  лист бумаги, ручка или карандаш
  Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

  Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Методика

Методика "Нарисуй себя

Цель: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Окончательный вывод целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и данных беседы.
Проведение беседы   При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования: внимательно слушать школьника; выдерживать паузу, не торопить школьника; общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного. 

Проведение беседы

При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

  • внимательно слушать школьника;
  • выдерживать паузу, не торопить школьника;
  • общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного. 
Тест опросник  Любишь ли ты, когда тебя хвалят? Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?) Нравится ли товарищам общаться с тобой? Какие роли тебе дают ребята? Какую роль ты сам себе выбрал? Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?

Тест опросник

  • Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
  • Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
  • Нравится ли товарищам общаться с тобой?
  • Какие роли тебе дают ребята?
  • Какую роль ты сам себе выбрал?
  • Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
Методика «Выявление уровня притязаний» Цель : исследование личностных реак­ций. Разработана немецким психологом Хоппе и предложена в обработанном варианте С.Я. Рубинштейн. Широко использовалась в советской психологии при исследовании школьников (М. С. Неймарк, Е. А. Серебрякова) и в патопсихологии для исследования личностной сферы больных (Б. В. Зейгарник, Р. И. Меерович, К. М. Кондоратская).

Методика «Выявление уровня притязаний»

Цель : исследование личностных реак­ций. Разработана немецким психологом Хоппе и предложена в обработанном варианте С.Я. Рубинштейн. Широко использовалась в советской психологии при исследовании школьников (М. С. Неймарк, Е. А. Серебрякова) и в патопсихологии для исследования личностной сферы больных (Б. В. Зейгарник, Р. И. Меерович, К. М. Кондоратская).

Методика «Несуществующее животное» Цель методики: выявление тщательно скрываемых особенностей личности, болезней, аффективных проявлений, психических состояний, страха, желаний. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».

Методика «Несуществующее животное»

  • Цель методики: выявление тщательно скрываемых особенностей личности, болезней, аффективных проявлений, психических состояний, страха, желаний.
  • Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».
Вывод Диагностика нарушений самооценки дает обширный материал для понимания личности детей.  Имеет большое практическое значение, т.к. это может помочь в составлении коррекционной программ личностного развития умственно отсталых детей, основанных на индивидуальном подходе с учетом особенностей развития базовой аффективной регуляции.  

Вывод

  • Диагностика нарушений самооценки дает обширный материал для понимания личности детей.
  • Имеет большое практическое значение, т.к. это может помочь в составлении коррекционной программ личностного развития умственно отсталых детей, основанных на индивидуальном подходе с учетом особенностей развития базовой аффективной регуляции.
  •  
Особенности формирования самосознания умственно отсталого ребёнка или подростка необходимо учитывать в коррекционно-развивающей работе , в ежедневной работе учителя, воспитателя, в общении родителей с ребёнком
  • Особенности формирования самосознания умственно отсталого ребёнка или подростка необходимо учитывать в коррекционно-развивающей работе , в ежедневной работе учителя, воспитателя, в общении родителей с ребёнком
Необходимо помочь ребёнку оценить свои действия, деятельность, поступки, свои возможности, качества личности. Помощь в выработке адекватных реакций на успех и неудачу.
  • Необходимо помочь ребёнку оценить свои действия, деятельность, поступки, свои возможности, качества личности.
  • Помощь в выработке адекватных реакций на успех и неудачу.
Рекомендации  Личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком  Учет возрастных и индивидуальных качеств Знание особенностей самооценки детей с нарушением интеллекта по возрастам Владение методами и приемами коррекции нарушений

Рекомендации

  • Личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком
  • Учет возрастных и индивидуальных качеств
  • Знание особенностей самооценки детей с нарушением интеллекта по возрастам
  • Владение методами и приемами коррекции нарушений
Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний — необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество наших воспитанников
  • Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний — необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество наших воспитанников
В целом необходимо отметить, что в процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки и уровня притязаний у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.  
  • В целом необходимо отметить, что в процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки и уровня притязаний у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.
  •  
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание