Просмотр содержимого документа
«Методики диагностики нарушений самооценки у детей с интеллектуальной патологией»
Методики диагностики нарушений самооценки у детей с интеллектуальной патологией
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
Выполнил студент группы 2014-ОЛИГО-301/1
Турчанинова Зухра Талхаевна
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование
Профиль: Олигофренопедагогика
Форма обучения: заочная
Новосибирск
Формирование самосознания умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии
Самооценка — это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения
Формирование самосознания умственно отсталых детей
- Формирование самосознания умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии , что обусловлено важной ролью самосознания в формировании личности ребенка в целом, воспитание у него возможности полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.
Теоретическая база
- Проблемой изучения особенностей самооценки у детей с умственной отсталостью занимались такие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как: С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.М. Махова, Л.Ф. Хайртдинова, Б.В. Зейгарник, Б.И. Пинский, У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс и другие.
Методики исследования особенностей самооценки
- Методики: «Какой Я?», «Лесенка», изучение самооценки (модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейн), изучение самооценки детей в разных видах деятельности, рисуночная методика «Автопортрет».
Методика «Лесенка»
- Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.
- Учебные материалы : у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общее отношение к себе) и как представления ребенка о том, как его оценивают другие люди, по нескольким показателям (здоровье, аккуратность, доброта, ум и количество друзей).
Инструкция
1.« Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2. Повторить инструкцию еще раз.
3. Поблагодарить за работу.
Обработка результатов:
- 1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
- 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
- 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Методика “Какой Я?”
- Цель: определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Методика «Я, добро и зло».
- Цель: Выяснение особенностей эмоционального отношения детей к тем или иным сторонам окружающей действительности.
Я-концепции”.
- Шкала самооценки личности
- Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.
- Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв
- Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.
-
Инструкция
- «Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
- 4 – очень часто;
- 3 – часто;
- 2 – иногда;
- 1 – редко;
- 0 – никогда.»
Предварительная работа
- Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.
- Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
- Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
- Нравится ли товарищам общаться с тобой?
- Какие роли тебе дают ребята?
- Какую роль ты сам себе выбрал?
- Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
- Что такое, по-вашему, самооценка?
Методика «Три круга» или (Де-Греефе).
- Возрастной диапазон: школьники 1-2 класса
- Цель методики: определить характер самооценки ребенка
- Оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш
Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Методика "Нарисуй себя
Цель: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- Окончательный вывод целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и данных беседы.
Проведение беседы
При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:
- внимательно слушать школьника;
- выдерживать паузу, не торопить школьника;
- общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного.
Тест опросник
- Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
- Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
- Нравится ли товарищам общаться с тобой?
- Какие роли тебе дают ребята?
- Какую роль ты сам себе выбрал?
- Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
Методика «Выявление уровня притязаний»
Цель : исследование личностных реакций. Разработана немецким психологом Хоппе и предложена в обработанном варианте С.Я. Рубинштейн. Широко использовалась в советской психологии при исследовании школьников (М. С. Неймарк, Е. А. Серебрякова) и в патопсихологии для исследования личностной сферы больных (Б. В. Зейгарник, Р. И. Меерович, К. М. Кондоратская).
Методика «Несуществующее животное»
- Цель методики: выявление тщательно скрываемых особенностей личности, болезней, аффективных проявлений, психических состояний, страха, желаний.
- Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».
Вывод
- Диагностика нарушений самооценки дает обширный материал для понимания личности детей.
- Имеет большое практическое значение, т.к. это может помочь в составлении коррекционной программ личностного развития умственно отсталых детей, основанных на индивидуальном подходе с учетом особенностей развития базовой аффективной регуляции.
-
- Особенности формирования самосознания умственно отсталого ребёнка или подростка необходимо учитывать в коррекционно-развивающей работе , в ежедневной работе учителя, воспитателя, в общении родителей с ребёнком
- Необходимо помочь ребёнку оценить свои действия, деятельность, поступки, свои возможности, качества личности.
- Помощь в выработке адекватных реакций на успех и неудачу.
Рекомендации
- Личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком
- Учет возрастных и индивидуальных качеств
- Знание особенностей самооценки детей с нарушением интеллекта по возрастам
- Владение методами и приемами коррекции нарушений
- Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний — необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество наших воспитанников
- В целом необходимо отметить, что в процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки и уровня притязаний у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.
-
Спасибо за внимание