МЕТОДИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Методики формирующего оценивания в начальной школе».
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления, поэтому в первом классе более уместно использовать формирующее оценивание.
Что же такое «формирующее оценивание»?
Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому. Оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области. Определяя степень уяснения материала учащимся. Формирующее оценивание можно назвать – «оценивание для обучения».
Формирующее (внутреннее) оценивание
нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося. И не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися и не предполагает административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении материала.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, которого усвоили ученики.
Исходя из вышеизложенного, чтобы реализовать методику формирующего оценивания требуются несколько условий:
• активное участие всех учащихся в образовательном процессе;
• мгновенная корректировка учения и преподавания;
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
На уроках русского языка, при выполнении задания ( Спиши текст по образцу ), для оценивания результатов ребят, я использую
Прием оценивания «Ладошки», которую можно использовать с первых дней обучения ребенка в школе.
С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку.
Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев.
Испытывает затруднения – на уровне большого пальца.
Нужна помощь – карандаш внизу ладошки.
На уроке математики, при выполнении задания ( Реши примеры), для оценивания результатов ребят, я использую методику «Светофор»
В классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работу ученик выполнил успешно, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Вместо цветных огоньком можно использовать «Говорящие рисунки».
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе временами было непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное
лицо.
Еще одна методика Человечки, которая может быть использована при выполнении определённого задания. Я часто использую такой приём на уроках окружающего мира. Если ребёнок выполнил задание без ошибок, то он закрашивает у человечков брючки и рубашку, если допустил 1-2 ошибки, то только рубашку, если 3-4 ошибки- только брючки. Данная методика подготавливает ребят к отметочному обучению.
Итоги урока можно подводить на «Дереве знаний». После урока дети прикрепляют на дерево яблоки: зеленое – все удалось ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, желтое – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, красное – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Так же итоги урока можно подводить на «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
После изучения темы, которая рассчитана на несколько уроков в классе можно провести методику Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
Что самое главное ты узнал?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Я в своей практике использую написание эссе в конце недели. Дети пишут краткий ответ на вопросы:
1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? .
Делая вывод, хочется сказать что Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него.
Ведь действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда.
Наверное, потому что обратная связь:
для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;
для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность