СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики формирующего оценивания в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления, поэтому в первом классе более уместно использовать формирующее оценивание.

Что же такое «формирующее оценивание»?

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому. Оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области. Определяя степень уяснения материала учащимся. Формирующее оценивание можно назвать – «оценивание для обучения».

Просмотр содержимого документа
«Методики формирующего оценивания в начальной школе»

МЕТОДИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Методики формирующего оценивания в начальной школе».

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления, поэтому в первом классе более уместно использовать формирующее оценивание.

Что же такое «формирующее оценивание»?

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому. Оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области. Определяя степень уяснения материала учащимся. Формирующее оценивание можно назвать – «оценивание для обучения».

Формирующее (внутреннее) оценивание

нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося. И не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися и не предполагает административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении материала.

Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках;

  • может помогать понять, что важно;

  • может помогать понять, что у них получается;

  • может помогать обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, которого усвоили ученики.

Исходя из вышеизложенного, чтобы реализовать методику формирующего оценивания требуются несколько условий:
• активное участие всех учащихся в образовательном процессе;
• мгновенная корректировка учения и преподавания;


В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

На уроках русского языка, при выполнении задания ( Спиши текст по образцу ), для оценивания результатов ребят, я использую

Прием оценивания «Ладошки», которую можно использовать с первых дней обучения ребенка в школе.

С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку.

Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев.

Испытывает затруднения – на уровне большого пальца.

Нужна помощь – карандаш внизу ладошки.

На уроке математики, при выполнении задания ( Реши примеры), для оценивания результатов ребят, я использую методику «Светофор»

В классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работу ученик выполнил успешно, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Вместо цветных огоньком можно использовать «Говорящие рисунки».

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе временами было непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное

лицо.

Еще одна методика Человечки, которая может быть использована при выполнении определённого задания. Я часто использую такой приём на уроках окружающего мира. Если ребёнок выполнил задание без ошибок, то он закрашивает у человечков брючки и рубашку, если допустил 1-2 ошибки, то только рубашку, если 3-4 ошибки- только брючки. Данная методика подготавливает ребят к отметочному обучению.



Итоги урока можно подводить на «Дереве знаний». После урока дети прикрепляют на дерево яблоки: зеленое – все удалось ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, желтое – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, красное – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

 Так же итоги урока можно подводить на «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.


После изучения темы, которая рассчитана на несколько уроков в классе можно провести методику Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

 Что самое главное ты узнал?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Я в своей практике использую написание эссе в конце недели. Дети пишут краткий ответ на вопросы:

1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? .


Делая вывод, хочется сказать что Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него.
Ведь действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда.


Наверное, потому что обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;

для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность