Просмотр содержимого документа
«Методики «Подготовка работников образовательного учреждения к исследовательской деятельности»»
Методики «Подготовка работников образовательного учреждения к исследовательской деятельности»
Для правильной организации подготовки учителей к исследовательской деятельности заместителю директора необходимо получить общую оценку (или самооценку) их педагогической деятельности и готовности к исследовательской деятельности. Для этого можно использовать приведенные ниже методики.
Методика 1. Изучение трудностей в работе учителя
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднений |
Очень сильно | Сильно | Средне | Почти нет |
Тематическое планирование | | | | |
Поурочное планирование | | | | |
Планирование воспитательной работы | | | | |
Помощь учащимся в планировании работы по самовоспитанию и самообразованию | | | | |
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства | | | | |
Овладение содержанием программ и учебников | | | | |
Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных | | | | |
Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока | | | | |
Использование методов развивающего обучения | | | | |
Использование новых педагогических технологий | | | | |
Проведение практических работ | | | | |
Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.) | | | | |
Развитие интереса к учению и потребности в знаниях | | | | |
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении | | | | |
Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения | | | | |
Использование межпредметных связей | | | | |
Организация внеклассной работы по предмету | | | | |
Обеспечение правильного поведения и дисциплины учащихся | | | | |
Организация внеклассного чтения | | | | |
Работа по профориентации учащихся | | | | |
Работа с родителями | | | | |
Использование разнообразных форм и методов воспитательной работы | | | | |
Выявление типичных причин неуспеваемости | | | | |
Выявление уровня воспитанности учащихся | | | | |
Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся | | | | |
Оценка эффективности работы: а) по обучению школьников; б) по воспитанию школьников; в) по умственному развитию школьников | | | | |
Обобщение своего опыта работы | | | | |
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки | | | | |
Методика 2. Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя
Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя в баллах: 2 – ярко выраженное умение; 1 – имеет место; 0 – отсутствует.
№ | Характеристика умений | Баллы |
I. КОНСТРУКТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ |
1. | Умение осуществлять перспективное и текущее планирование | |
2. | Умение выбрать рациональную структуру урока и определить его композиционное построение | |
3. | Умение четко спланировать материал урока: 1 – отобрать необходимый материал на один урок, выделить в нем главное, существенное; 2 – расположить теоретический материал от более легкого и простого к более трудному и сложному; 3 – определить место и характер демонстрационного эксперимента на уроке; 4 – расположить задачи и упражнения в порядке возрастания их трудности для учащихся | |
4. | Умение планировать работу учащихся на уроке: 1 – выбрать наиболее рациональные виды учебной работы класса, отдельных учащихся при усвоении нового материала; 2 – определить характер деятельности различных групп учащихся во время проверки пройденного материала; 3 – предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности; 4 – увеличивать степень самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому | |
5. | Умение планировать свою работу на занятиях: 1 – рационально распределять время на разных этапах урока; 2 – планировать логические переходы от одного этапа к другому; 3 – определить характер руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; 4 – предусмотреть возможные варианты изменения хода урока | |
II. КОНСТУКТИВНО-ОПЕРАТИВНЫЕ |
6. | Умение осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта | |
7. | Умение при обучении осуществлять умственное воспитание | |
8. | Умение вооружать учащихся учебными умениями и навыками | |
9. | Умение создавать условия для творческой деятельности | |
10. | Умения создавать условия для положительного отношения учащихся к учению, для формирования познавательного интереса и потребности в знаниях | |
11. | Умение создавать благоприятный психологический микроклимат, педагогический оптимизм | |
12. | Умение использовать все средства обучения | |
13. | Умение использовать различные прогрессивные методы | |
14. | Умение осуществлять контроль за усвоением учебного материала учащимися, их способностью сравнивать, обобщать, делать выводы | |
15. | Умение анализировать и правильно оценивать устные и письменные ответы учащихся | |
16. | Умение планировать все виды педагогической деятельности | |
17. | Умение рационально пользоваться подготовленным конспектом | |
18. | Умение использовать методы изучения учащихся, осуществлять индивидуальный подход | |
19. | Умение психологически анализировать уроки, в том числе свои | |
20. | Умение анализировать свою деятельность, её результаты | |
Методика 3. Владение исследовательскими умениями
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет учитель.
Поставить знак «+» против умения, которым учитель владеет и может оперировать.
№ | Исследовательские умения | Степень владения умением |
Хорошо | Слабо | Не владею |
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | | | |
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | | | |
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | | | |
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | | | |
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | | | |
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | | | |
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотизу, цель, задачи, методы, этапы исследования | | | |
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | | | |
9. | Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты | | | |
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | | | |
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы | | | |
Методика 4. Отношение к исследовательской деятельности
Цель: выявить мнение учителя об организации и проведении исследовательской деятельности.
Уважаемый коллега! Против своей фамилии поставьте знак «+» в соответствующей графе.
Ф.И.О. учителя | Отношение к исследовательской деятельности | Примечание (можно обосновать свой ответ) |
Положи-тельное | Противо-речивое | Безразличное | Отрица-тельное |
| | | | | |
Методика 5. Мотивация исследовательской деятельности
Цель: определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителя.
Уважаемый коллега! Поставьте знак «+» против соответствующего мотива, лежащего в основе вашего положительного отношения к исследовательской деятельности.
№ | Мотивы | |
1. | Совершенствование методических знаний и умений | |
2. | Пополнение психолого-педагогических знаний | |
3. | Анализ и обобщение педагогического опыта ( в том числе своего) | |
4. | Внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта | |
5. | Использование в своей работе рекомендаций психологов и педагогов | |
6. | Прогнозирование и оценивание обучающих воздействий | |
7. | Самостоятельное решение педагогических ситуаций | |
8. | Влияние научно-исследовательской работы на совершенствование Учебно-воспитательного процесса | |
9. | Создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения | |
10. | Формирование интегральных умений | |
Методика 6. Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментально-исследовательской работе (по В.И. Зверевой)
Цель: определить уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей школы, необходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы.
При проведении исследования рекомендуется использовать наблюдение за педагогической деятельностью учителей. В результате заполнения анкета, на вопросы которой отвечают учителя, оценивая свои знания и умения, и руководители школы, давая оценку знаниям и умениям учителей (метод «компетентных судей», рейтинга). Против каждого вопроса нужно поставить «+» в одной из колонок.
№ | Вопросы | Прошу помощи | Знаю теорию вопроса | Могу применить на практике, действуя по образцу | Могу применить на практике, действуя творчески | Могу сообщить свой опыт | Могу поделиться своим опытом с коллегами | Примечание |
1. | Знание своего предмета | | | | | | | |
2. | Знание дидактики | | | | | | | |
3. | Знание методики преподавания своего предмета | | | | | | | |
4. | Знание детской возрастной психологии | | | | | | | |
5. | Цели и задачи проводимого в школе эксперимента | | | | | | | |
6. | Теоретические положения, лежащие в основе эксперимента | | | | | | | |
7. | Достижения науки в области проводимой экспериментальной работы | | | | | | | |
8. | Достижения передовой практики в области проводимой экспериментальной работы | | | | | | | |
9. | Программа осуществления эксперимента в школе, свои функциональные обязанности в эксперименте | | | | | | | |
10. | Предполагаемые результаты эксперимента | | | | | | | |
11. | Изучение и оценка уровня подготовленности учащихся к проведению эксперимента | | | | | | | |
12. | Изучение и оценка эффективности проводимой экспериментальной работы | | | | | | | |
13. | Знание и умение использовать методы исследования | | | | | | | |
13.1. | Изучение психолого-педагогической литературы, школьной документации | | | | | | | |
13.2. | Наблюдение | | | | | | | |
13.3. | Социометрические данные | | | | | | | |
13.4. | Метод рейтинга | | | | | | | |
13.5. | Метод контрольных работ и устных опросов | | | | | | | |
13.6. | Метод хронометрирования | | | | | | | |
13.7. | Моделирование | | | | | | | |
13.8. | Беседа | | | | | | | |
13.9. | Анкетирование и интервью | | | | | | | |
13.10. | Метод ранговых оценок | | | | | | | |
13.11. | Метод обобщения независимых характеристик | | | | | | | |
13.12. | Метод педагогического консилиума | | | | | | | |
13.13. | Изучение и анализ документации | | | | | | | |
13.14. | Изучение и обобщение передового опыта | | | | | | | |
13.15. | Педагогический эксперимент: - констатирующий; - уточняющий; - преобразующий (созидательный или формирующий); - контрольный | | | | | | | |
Методика 7. Владение научными основами изучения, обобщения и внедрения (создания) передового педагогического опыта (ППО)
Уважаемый коллега! Поставьте знак «+» в соответствующей графе.
№ | Вопросы | Ответы |
Владею знаниями и умениями |
Хорошо | Слабо | Не владею |
1. | Значение передового педагогического опыта | | | |
2. | Признаки передового педагогического опыта | | | |
3. | Система работы по изучению ППО | | | |
3.1. | Выявление общей методической системы работы | | | |
3.2. | Выявление частно-методической системы работы | | | |
4. | Анализ по критериям ППО | | | |
5. | Обобщение ППО | | | |
6. | Формы и методы по обобщению ППО | | | |
7. | Этапы работы над обобщением своего опыта работы | | | |
8. | Внедрение (создание) передового педагогического опыта | | | |
8.1. | Причины внедрения или создания | | | |
8.2. | Определение и сущность процесса внедрения | | | |
8.3. | Методика внедрения | | | |
8.4. | Цель внедрения | | | |
8.5. | Средства внедрения | | | |
8.6. | Результаты внедрения | | | |
8.7. | Объект внедрения | | | |
8.8. | Субъект внедрения | | | |
8.9. | Формы внедрения | | | |
8.10. | Принципы внедрения | | | |
8.11. | Условия успешного внедрения | | | |
8.12. | Причины неудачного внедрения | | | |
Таким образом, данные методики, с одной стороны, позволяют проследить процесс ОЭР в динамике, способствуют выявлению ее предпосылок, условий и результатов, с другой стороны, адресованные непосредственно учителю, могут быть использованы им без нарушения логики педагогического процесса и с максимально объективной фиксацией результатов тех изменений, которые обусловлены исходной гипотезой опытно-экспериментальной работы.