СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики «Подготовка работников образовательного учреждения к исследовательской деятельности»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методики «Подготовка работников образовательного учреждения к исследовательской деятельности»»

Методики «Подготовка работников образовательного учреждения к исследовательской деятельности»


Для правильной организации подготовки учителей к исследовательской деятельности заместителю директора необходимо получить общую оценку (или самооценку) их педагогической деятельности и готовности к исследовательской деятельности. Для этого можно использовать приведенные ниже методики.

Методика 1. Изучение трудностей в работе учителя

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднений

Очень

сильно

Сильно

Средне

Почти

нет

Тематическое планирование





Поурочное планирование





Планирование воспитательной работы





Помощь учащимся в планировании работы по самовоспитанию и самообразованию





Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства





Овладение содержанием программ и учебников





Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных





Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока





Использование методов развивающего обучения





Использование новых педагогических технологий





Проведение практических работ





Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.)





Развитие интереса к учению и потребности в знаниях





Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении





Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения





Использование межпредметных связей





Организация внеклассной работы по предмету





Обеспечение правильного поведения и дисциплины учащихся





Организация внеклассного чтения





Работа по профориентации учащихся





Работа с родителями





Использование разнообразных форм и методов воспитательной работы





Выявление типичных причин неуспеваемости





Выявление уровня воспитанности учащихся





Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся





Оценка эффективности работы:

а) по обучению школьников;

б) по воспитанию школьников;

в) по умственному развитию школьников





Обобщение своего опыта работы





Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки






Методика 2. Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя

Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя в баллах: 2 – ярко выраженное умение; 1 – имеет место; 0 – отсутствует.

Характеристика умений

Баллы

I. КОНСТРУКТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

1.

Умение осуществлять перспективное и текущее планирование


2.

Умение выбрать рациональную структуру урока и определить его композиционное построение


3.

Умение четко спланировать материал урока:

1 – отобрать необходимый материал на один урок, выделить в нем главное, существенное;

2 – расположить теоретический материал от более легкого и простого к более трудному и сложному;

3 – определить место и характер демонстрационного эксперимента на уроке;

4 – расположить задачи и упражнения в порядке возрастания их трудности для учащихся


4.

Умение планировать работу учащихся на уроке:

1 – выбрать наиболее рациональные виды учебной работы класса, отдельных учащихся при усвоении нового материала;

2 – определить характер деятельности различных групп учащихся во время проверки пройденного материала;

3 – предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности;

4 – увеличивать степень самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому


5.

Умение планировать свою работу на занятиях:

1 – рационально распределять время на разных этапах урока;

2 – планировать логические переходы от одного этапа к другому;

3 – определить характер руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока;

4 – предусмотреть возможные варианты изменения хода урока


II. КОНСТУКТИВНО-ОПЕРАТИВНЫЕ

6.

Умение осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта


7.

Умение при обучении осуществлять умственное воспитание


8.

Умение вооружать учащихся учебными умениями и навыками


9.

Умение создавать условия для творческой деятельности


10.

Умения создавать условия для положительного отношения учащихся к учению, для формирования познавательного интереса и потребности в знаниях


11.

Умение создавать благоприятный психологический микроклимат, педагогический оптимизм


12.

Умение использовать все средства обучения


13.

Умение использовать различные прогрессивные методы


14.

Умение осуществлять контроль за усвоением учебного материала учащимися, их способностью сравнивать, обобщать, делать выводы


15.

Умение анализировать и правильно оценивать устные и письменные ответы учащихся


16.

Умение планировать все виды педагогической деятельности


17.

Умение рационально пользоваться подготовленным конспектом


18.

Умение использовать методы изучения учащихся, осуществлять индивидуальный подход


19.

Умение психологически анализировать уроки, в том числе свои


20.

Умение анализировать свою деятельность, её результаты



Методика 3. Владение исследовательскими умениями

Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет учитель.

Поставить знак «+» против умения, которым учитель владеет и может оперировать.

Исследовательские умения

Степень владения умением

Хорошо

Слабо

Не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство




2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности




3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки




4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему




5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме




6.

Прогнозировать средства и методы исследования




7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотизу, цель, задачи, методы, этапы исследования




8.

Находить и применять соответствующие методики исследования




9.

Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты




10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения




11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы





Методика 4. Отношение к исследовательской деятельности

Цель: выявить мнение учителя об организации и проведении исследовательской деятельности.

Уважаемый коллега! Против своей фамилии поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Ф.И.О.

учителя

Отношение к исследовательской деятельности

Примечание

(можно обосновать свой ответ)

Положи-тельное

Противо-речивое

Безразличное

Отрица-тельное









Методика 5. Мотивация исследовательской деятельности

Цель: определить доминирующие мотивы исследовательской деятельности учителя.

Уважаемый коллега! Поставьте знак «+» против соответствующего мотива, лежащего в основе вашего положительного отношения к исследовательской деятельности.

Мотивы


1.

Совершенствование методических знаний и умений


2.

Пополнение психолого-педагогических знаний


3.

Анализ и обобщение педагогического опыта ( в том числе своего)


4.

Внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта


5.

Использование в своей работе рекомендаций психологов и педагогов


6.

Прогнозирование и оценивание обучающих воздействий


7.

Самостоятельное решение педагогических ситуаций


8.

Влияние научно-исследовательской работы на совершенствование Учебно-воспитательного процесса


9.

Создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения


10.

Формирование интегральных умений



Методика 6. Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментально-исследовательской работе (по В.И. Зверевой)

Цель: определить уровень теоретических знаний и профессиональных умений учителей школы, необходимых для проведения экспериментально-исследовательской работы.

При проведении исследования рекомендуется использовать наблюдение за педагогической деятельностью учителей. В результате заполнения анкета, на вопросы которой отвечают учителя, оценивая свои знания и умения, и руководители школы, давая оценку знаниям и умениям учителей (метод «компетентных судей», рейтинга). Против каждого вопроса нужно поставить «+» в одной из колонок.

Вопросы

Прошу помощи

Знаю теорию вопроса

Могу применить на практике, действуя по образцу

Могу применить на практике, действуя творчески

Могу сообщить свой опыт

Могу поделиться своим опытом с коллегами

Примечание

1.

Знание своего предмета








2.

Знание дидактики








3.

Знание методики преподавания своего предмета








4.

Знание детской возрастной психологии








5.

Цели и задачи проводимого в школе эксперимента








6.

Теоретические положения, лежащие в основе эксперимента








7.

Достижения науки в области проводимой экспериментальной работы








8.

Достижения передовой практики в области проводимой экспериментальной работы








9.

Программа осуществления эксперимента в школе, свои функциональные обязанности в эксперименте








10.

Предполагаемые результаты эксперимента








11.

Изучение и оценка уровня подготовленности учащихся к проведению эксперимента








12.

Изучение и оценка эффективности проводимой экспериментальной работы








13.

Знание и умение использовать методы исследования








13.1.

Изучение психолого-педагогической литературы, школьной документации








13.2.

Наблюдение








13.3.

Социометрические данные








13.4.

Метод рейтинга








13.5.

Метод контрольных работ и устных опросов








13.6.

Метод хронометрирования








13.7.

Моделирование








13.8.

Беседа








13.9.

Анкетирование и интервью








13.10.

Метод ранговых оценок








13.11.

Метод обобщения независимых характеристик








13.12.

Метод педагогического консилиума








13.13.

Изучение и анализ документации








13.14.

Изучение и обобщение передового опыта








13.15.

Педагогический эксперимент:

- констатирующий;

- уточняющий;

- преобразующий (созидательный или формирующий);

- контрольный









Методика 7. Владение научными основами изучения, обобщения и внедрения (создания) передового педагогического опыта (ППО)

Уважаемый коллега! Поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Вопросы

Ответы

Владею знаниями и умениями

Хорошо

Слабо

Не владею

1.

Значение передового педагогического опыта




2.

Признаки передового педагогического опыта




3.

Система работы по изучению ППО




3.1.

Выявление общей методической системы работы




3.2.

Выявление частно-методической системы работы




4.

Анализ по критериям ППО




5.

Обобщение ППО




6.

Формы и методы по обобщению ППО




7.

Этапы работы над обобщением своего опыта работы




8.

Внедрение (создание) передового педагогического опыта




8.1.

Причины внедрения или создания




8.2.

Определение и сущность процесса внедрения




8.3.

Методика внедрения




8.4.

Цель внедрения




8.5.

Средства внедрения




8.6.

Результаты внедрения




8.7.

Объект внедрения




8.8.

Субъект внедрения




8.9.

Формы внедрения




8.10.

Принципы внедрения




8.11.

Условия успешного внедрения




8.12.

Причины неудачного внедрения





Таким образом, данные методики, с одной стороны, позволяют проследить процесс ОЭР в динамике, способствуют выявлению ее предпосылок, условий и результатов, с другой стороны, адресованные непосредственно учителю, могут быть использованы им без нарушения логики педагогического процесса и с максимально объективной фиксацией результатов тех изменений, которые обусловлены исходной гипотезой опытно-экспериментальной работы.