СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики школьной дезадаптации 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методики школьной дезадаптации 1 класс»

Методики для исследования школьной дезадаптации.



Методика 1.

Название методики

«Что мне нравится в школе?»

Автор методики

Лусканова Н. Г.

Возраст

6-7 лет

Цель методики

выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе

Возрастные ограничения

7 лет

Процедура диагностики

раздать листы, карандаши и зачитать инструкцию.

Инструкция
«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Необходимые материалы

листы формата А4 по количеству обследуемых, простой карандаш

Инструкция

«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Обработка результатов

Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера — школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Интерпретация результатов

Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.


Стимульный материал

листы формата А4 по количеству обследуемых


Методика 2.

Название методики

Методика ориентировочной школьной зрелости

Автор методики

А. Керн, Я. Йирасек

Возраст

7 лет

Цель методики

выявление готовности к школьному обучению

Возрастные ограничения

8 лет

Процедура диагностики

  1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит, и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

  2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему языке, например, на английском: “He eats soup”.

  3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: "Посмотри,  здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же". Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.


Необходимые материалы

специальные бланки, карандаши, листы бумаги.

Инструкция

Нарисуй мужчину.

Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение.

Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же». Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.


Обработка результатов

1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами 
1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 БАЛЛОВ. Каракули.
Задание № 3 Срисовывание групп точек 
1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 БАЛЛОВ. Каракули.


Интерпретация результатов

3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе; 7-12 баллов – средний уровень; 13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития. Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Стимульный материал

специальные бланки





Методика 3.

Название методики

«Какой Я?»

Автор методики

Р. С. Немова

Возраст

6-8 лет

Цель методики

определение самооценки

Возрастные ограничения

8 лет

Процедура диагностики

экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Необходимые материалы

специальный бланк для ответов

Инструкция

экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности

Обработка результатов

ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Интерпретация результатов

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Стимульный материал

специальный бланк для ответов.