Просмотр содержимого документа
«Методики в период адаптации»
Методика «Пять вопросов в конце недели»
Методика даёт представление о отношении ребёнка к школе. Суть её состоит в том, что вечером в пятницу вы обсуждаете с ребёнком пять простых вопросов:
Доволен ли ребёнок как прошла школьная неделя, и почему?
Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
Какие «роли» ему пришлось выполнять за эту неделю (ученик, дежурный, зритель, участник события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких – нет?
Какой из дней запомнился более всего и почему?
С чем связана для него следующая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?
Методика «Беседа по классной фотографии»
Методика позволит увидеть какие взаимоотношения у ребёнка с одноклассниками. Положите перед собой его классную фотографию. Пусть для начала он познакомит вас с одноклассниками, покажет соседа по парте. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребёнка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребёнка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересует не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратится за помощью? С кем интересней всего играть? Кто самый весёлый? И т.п.»
Диагностика – игра «Плюсы и минусы школьного дня»
Игра позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребёнка, связанное со школой. На листе бумаги нужно нарисовать прошедший школьный день. Чего в нём оказалось больше - радостного или грустного, хорошего или плохого? Главное здесь увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого плюса и минуса.
«Копилкой школьных успехов»
Копилкой школьных успехов позволит ребёнку увидеть свои успехи и достижения. А это в свою очередь укрепить веру в себя. Поставьте на видном месте специальную баночку. Отныне это – «копилка школьных успехов», в которую, за каждое достижение ребёнка, будут складываться, например, зерна крупной фасоли или крупные макаронины. Пусть ребёнок кладет их туда самостоятельно. Как только копилка окажется заполненной, удивите сына или дочку приятным и неожиданным сюрпризом. После заполнение копилки начинается сначала. Объем копилки лучше выбирать такой, чтоб её заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой – не становилось делом пяти дней. И ни в коём случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.