СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые для логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые для логопедического обследования детей старшего

дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)  

Просмотр содержимого документа
«Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые для логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)»

Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые для логопедического обследования детей старшего

дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка

Обследование связной речи

Обследования словарного запаса

Обследование звуковой стороны речи

Обследование грамматического строя

Обследование фонематического восприятия




Пакет представляет диагностические средства для логопедического обследования на ПМПК, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В пакете представлено 26 методик.

Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка

Краткая аннотация. Наблюдение является одним из ведущих методов диагностики, позволяющим оценить особенности поведения и деятельности ребенка в ходе реального общения. Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и / или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала.

Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым.

Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника); наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком. Отмечается: активность и инициативность ребенка в процессе общения или его нежелание вступать в контакт, стратегии материи по выстраиванию взаимодействия с ребенком, частота обращений ребенка к матери за помощью и/или оценкой собственных действий, наличие эгоцентрической речи в процессе манипуляций/игры с предлагаемым материалом. Также фиксируется, какие средства ребенок использует в процессе общения, насколько требовательна мать в отношении использования вербальных средств. Попутно отмечается объем активного словаря, наличие фразовой речи и ее развернутость (при наличии), богатство использования паралингвистических средств, паракинесических средств.

Оцениваются показатели:

  • различие в стилях общения ребенка с матерью и с незнакомым взрослым;

  • уровень сформированности коммуникативных средств и их качество.

  • возможность и темп формирования навыка эхолалии (у безречевых детей с нормой слуха).

Обследование связной речи

Краткая аннотация. Обследование связной речи позволяет оценить достаточно широкий спектр речевых и неречевых средств, однако, в соответствии с законами развития речи в онтогенезе, на данном уровне возрастного развития преобладает диалогическая форма связной речи, при этом ребенок может охотно общаться с близкими людьми, но «свертывать» объем вербального материала в процессе общения с незнакомыми. Подобная стеснительность нормативна для данного возраста, что необходимо учитывать при выстраивании процедуры обследования и последующей оценки результатов обследования. Методика обследования связной речи используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Оцениваются следующие показатели:

  • сформированность связной речи

  • грамматическое оформление высказываний (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования)

  • словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики)

  • соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам

  • Особенности голосоподачи и голосоведения, темпо-ритмические характеристики речи

  • уровень помощи взрослого

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

Обследования словарного запаса

Краткая аннотация. Оценка словарного запаса используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данное направление анализа находится в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Методика обследования словарного запаса описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей.

Оригинальными методиками в рамках обследования словарного запаса следует рассматривать следующие методические средства:

  1. Сформированность обобщающих понятий.

  2. Понимание сходных по звучанию слов.

  3. Лексическая сочетаемость слов.

  4. Подбор слов-синонимов.

  5. Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.

  6. Подбор слов-антонимов.

  7. Понимание и употребление предлогов Оцениваются следующие показатели:

  • количественный и качественный состав активного и пассивного словаря

  • уровень владения значением лексических единиц

  • особенности процесса становления парадигматических и синтагматических связей

  • характер лексических ошибок

  • уровень помощи взрослого

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

Обследование звуковой стороны речи

Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данное направление анализа проходит в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Обследование звуковой стороны речи описана в трудах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и других исследователей и включает диагностику звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического слуха, слоговой структуры слова, обследование строения и функций артикуляционного аппарата. Таким образом самостоятельными методики этого направления обследования следует считать:

  1. Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

  2. Обследование звукопроизношения

  3. Обследование навыка восприятия и воспроизведения ритмических структур.

  4. Обследование фонематического восприятия

  5. Обследование слоговой структуры слова

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

Обследование грамматического строя

Краткая аннотация. Русский язык имеет сложную грамматическую систему, которую освоить в полной мере достаточно сложно даже взрослым людям с высшим образованием. Специфика развития грамматического строя в онтогенезе накладывает ограничения, как на способ предъявления материала, так и на характер предъявляемого материала.

В качестве материала для обследования грамматического строя рассматриваются, прежде всего, системные грамматические формы и конструкции. Поскольку в лингвистике к области грамматики относят, как правило, три раздела: синтаксис - законы построения предложения и словосочетания как грамматических конструкций;

словообразование - законы построения слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы; словоизменение - изменение формы слова с помощью аффиксов, то и материал обследования должен предусматривать изучение грамматических навыков во всех этих разделах.

Кроме того лингвистами вслед за Л.В. Щербой выделяется активная грамматика и пассивная грамматика, т.е. грамматика, используемая в продуктивных видах речевой деятельности, и грамматика, используемая в рецептивных видах речевой деятельности. Таким образом, нам необходимо исследовать:

  • выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание);

  • определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

  • выяснить характер грамматических ошибок;

  • наметить пути формирования грамматического строя устной и письменной речи.

Самостоятельными методиками в этом случае являются:

    1. Составление предложений различных типов

    2. Составление сложносочиненных предложений

    3. Составление сложноподчиненных предложений.

    1. Согласование имени существительного с другими частями речи

    2. Согласование имени существительного и глагола в прошедшем времени

    3. Согласование имени существительного и притяжательного местоимения Беспредложное и предложное управление

    4. Словоизменение. Образование множественного числа имен существительных в именительном падеже

20. Суффиксальный существительных

способ

образования

имен

21. Суффиксальный

способ

образования

имен

прилагательных

    1. Суффиксальный способ образования глаголов

    2. Префиксальный способ образования имен существительных и глаголов

    3. Оцениваются следующие показатели:

  • уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи

(употребление и понимание);

  • степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц; • характер грамматических ошибок;

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).


Обследование фонематического восприятия

Оцениваются следующие показатели:

  • уровень сформированности фонематического восприятия и, в частности, фонематического слуха;

  • характер ошибок;

  • степень выраженности недостаточности.

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.