Неманское специальное профессиональное училище
Методическая разработка
открытого урока
по производственному обучению
на тему: «Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя»
Разработал: мастер п/о С.А.Пиляк
Тема программы: Техническое обслуживание двигателей
Тема урока: ТО и ремонт системы смазки двигателей
Цели урока:
Обучающая: Научить обучающихся приемам подготовки рабочего места к производству и выполнению
Воспитательная: Воспитать у обучающихся чувство ответственности за выполненную работу, трудолюбие и самоконтроль
Развивающая: Развивать у обучающихся чувство удовлетворения от достижения конечного результата выполненной работы
Учебно-материальное оснащение урока: Автомобиль, набор ключей и головок, отвертка, посуда для слива переработанного масла, промывочное масло, кисть, емкость для промывки деталей, контрольный манометр, масло для заливки.
Дидактические средства : Инструктивная карта, схемы и плакаты.
Межпредметная связь: ТО и ремонт автомобиля, устройство автомобиля, физика.
Внутрепредметная связь : Подготовка автомобиля, инструменты и средства для замены масла.
Учебно-производственные работы: Прогрев автомобиля, слив масла, заливка промывочного масла, слив промывочного масла, снятие масленого фильтра(центрифуги) или замена фильтрующего элемента, установка масленого фильтра(центрифуги), заливка масла.
Ход урока
Организационная часть.
Проверка количества обучающихся, внешний вид. Отметить в журнале тему урока.
Вводный инструктаж.
Сообщение темы и цели урока. Провести инструктаж по технике безопасности и дать расписаться обучающимся в журнале производственного обучения в форме №3
Актуализация опорных знаний:
На занятиях по предмету «Устройство автомобиля» обучающиеся изучали назначения, устройства и работу системы смазки двигателя. Поэтому для восстановления в памяти учащихся ранее приобретенных знаний задаю обучающимся вопросы:
Назначение системы смазки двигателя
С каких узлов и агрегатов состоит система смазки
Каким способом можно проверить уровень масла в двигателе
Какой срок существует для замены масла у автомобилей
Какие фильтра применяются для очистки масла
Инструктирование обучающихся по материалу урока:
Необходимо научить обучающихся правильно и последовательно выполнять комплекс мероприятий (упражнений), связанных с системой смазки двигателя, а именно проверки герметичности и состояния масленого картера двигателя, замена масла, очистка или замена фильтрующих элементов. Обучающимся выдаются папки с описанием выполнения работы и инструкционная карта.
Выполнения самостоятельной учебно-производственной работы.
Проверка герметичности соединений и подтяжка креплений
- При неработающем двигателе обучающиеся осматривают места соединений агрегатов и узлов системы смазки (поддона картера, масленого насоса, фильтра центробежной очистки, масленого радиатора, маслопроводов) и убедится в отсутствии подтекания масла, при необходимости подтянуть крепления
- Запустить двигатель, установить среднюю частоту работы двигателя, дать ему немного поработать, заглушить, затем вновь осмотреть все соединения. При наличии подтекания масла, устранить обнаруженные неисправности.
Дальше производится слив масла.
-Запустить двигатель,прогреть и заглушить. -Снять с маслозаливного патрубка фильтр вентиляции картера.
-Вывернуть сливную пробку поддона картера ключом и слить масло в ёмкость.

-Очистить внутреннюю часть пробки поддона ветошью и завернуть ее обратно.
Очистка и промывка фильтра центробежной очистки масла
-Отвернуть барашковую гайку крепления кожуха фильтра центробежной очистки масла и снять кожух.
-Отвернуть ключом гайку центробежного стержня

-Удерживая колпак от проворачивания, отвернуть гайку его крепления и снять колпак и разобрать фильтр центробежной очистки.
-Снять сетку и промыть её.
Очистка фильтра вентиляции картера
-Промыть фильтр вентиляции картера в ёмкости.
-Дать промывочной жидкости стечь.
Заправка двигателя маслом
-Залить в картер промывочное масло через заливную горловину, до Min метки на масло измерителе(щупе).
-Пустить двигатель и дать ему работать две-три минуты на малых оборотах двигателя.
-Заглушить двигатель, дать стечь маслу, а затем слить промывочное масло открутив сливную пробку.
-Закрутить сливную пробку и залить масло, до уровня на( щупе) масло-измерителя между max и min.

-Проверить работу фильтра центробежной очистки масла: для чего запустить двигатель, установить среднюю частоту вращения работы двигателя, а за тем заглушить двигатель, при исправном и чистом центробежном фильтре очистки масла он должен вращаться в течении 2-х минут, что определяется по характерному гудению .
Проверка давления масла
- Запустить и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-85 градусов.
- Проверить давление масла по указателю расположенному на щитке приборов. При средних нагрузках давление должно быть в приделах 2,5-3,0 кгс/
. На холостом ходу давление не должно быть не ниже 0,5 кгс/
. При наличии контрольной лампы происходит её загорание, при давлении 0,4-0,7 кгс/
.
Обход рабочих мест
По мере выполнения самостоятельной работы проверяется, как обучающиеся выполняют задание, подсказываю и поправляю их действия на выполнение. По окончанию работы производится уборка рабочих мест.
Заключительный инструктаж.
- Оцениваю. Разбираю с, обучающимися допущенные во время выполнения работы ошибки, соблюдение правил по техники безопасности
- Обращаю внимание обучающихся на их отношение друг к другу, во время их совместной работы.
- Сообщаю отметку полученные обучающимися во время выполнения самостоятельной работы и выставляю ее в журнал производственного обучения.