СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические и научно-теоретические основы образовательной области

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация преподавания любого учебного предмета в школе предполагает:

  • разработку и согласование всеми звеньями управления преподаванием курса программ и учебников, выработку этими звеньями единых взглядов на задачи, виды, методы и формы изучения курса;
  • планирование изучения предмета;
  • оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием.

Просмотр содержимого документа
«Методологические и научно-теоретические основы образовательной области»

Фурсов Валерий Федорович

главный эксперт отдела безопасности Комитета по образованию, работе с детьми и молодежью Администрации Городского округа Пушкинский Московской области

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности

Организация преподавания любого учебного предмета в школе предполагает:

  • разработку и согласование всеми звеньями управления преподаванием курса программ и учебников, выработку этими звеньями единых взглядов на задачи, виды, методы и формы изучения курса;

  • планирование изучения предмета;

  • оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием.

Все документы, касающиеся организации учебного процесса и его методическое обеспечение должны представлять собой единую систему, выстроенную в рамках определенной концепции. Системообразующим началом при этом выступает Федеральный государственный образовательный стандарт, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Любой образовательный стандарт является отражением социального заказа. Другими словами, государство определяет, какие выпускники школ ему нужны, какими качествами они должны обладать, чтобы затем эффективно работать и реализовывать свои возможности в полной мере. На социальный заказ влияет множество факторов, в том числе внешняя политика государства. Например, в Советском Союзе в школах существовал предмет «Начальная военная подготовка», т.к. внешние угрозы казались более реальными, чем внутренние. Сегодня угроза военного вторжения на территорию Российской Федерации или ядерного удара по нашей стране не так актуальна, как опасность стать жертвой террористического акта или ЧС техногенного, или природного характера. Перемены в реалиях жизни приводят к неизбежным изменениям содержания образования и госзаказа на него.

Так, разработчики ФГОС видят в нем своего рода общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

ФГОС устанавливается федеральным законом и является обязательными для всех образовательных организаций Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования.

Назначение ФГОС заключается в обеспечении:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;

  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

  • социальной защищенности обучающихся;

  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

  • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

В основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит новый системно деятельностный подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает, что обучение должно представлять собой двустороннее взаимодействие равных по значимости участников. До введения ФГОС целью учителя было сообщение учащимся знаний, привитие им умений и навыков. Ученик в этом случае превращался в пассивного потребителя предлагаемых ему знаний, который должен был понять, запомнить и суметь воспроизвести изученный материал.

ФГОС второго поколения ориентирован не на процесс, а на результат обучения. Этот результат представляет собой совокупность действий, которыми учащиеся должны овладеть при освоении учебных предметов – универсальных учебных действий. Основная цель обучения по ФГОС – не просто дать обучающимся знания, умения и навыки, а научить их самостоятельно учиться, работать с новым материалом. Это актуально в контексте популярной сегодня концепции непрерывного обучения, предполагающей, что человек может и должен расширять свои знания и умения на протяжении всей жизни, осваивая новые виды деятельности.

Стандарт представляет собой совокупность трех систем требований:

  1. Требования к структуре основных образовательных программ (ООП).

  2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.

  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для каждой ступени обучения разрабатывается собственный стандарт. Общая концепция во всех стандартах одинакова, отличаются цели, планируемые результаты и требования к освоению учебных предметов.

В настоящее время разработаны и утверждены стандарты:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480. Вступил в силу 2 июля 2012 года.

Тексты приказов и самих стандартов опубликованы на сайте Министерства образования и науки РФ (https: минобрнауки.рф) [1].При этом стандарт содержит только описания учебных предметов и образовательных областей, включенных в обязательный минимум на данной ступени образования. Указываются предметные результаты обучения в предметной области, а также особенности итоговой оценки достижений обучающихся. К примеру, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», изучение которой должно обеспечить:

  • физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

  • формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;

  • понимание роли государства и действующего законодатель, став в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

  • установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

На основе ФГОС разрабатывается целый ряд других документов, без которых образовательный процесс был бы невозможен. Перечислим их:

  • программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисные учебные планы субъектов Российской Федерации, учебные планы образовательных учреждений, примерные программ по учебным предметам;

  • объем бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации (бесплатное общее образование);

  • федеральные требования к образовательным учреждениям, касающиеся технической и материальной оснащенности учебного процесса, наличия и оборудования учебных помещений;

  • технологии оценки соответствия содержания и качества подго товки обучающихся для аттестации образовательных учреждений;

  • учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы; методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС;

    • учебно-материальная база учебного заведения.


Документы в области образования

Главным нормативным документом, обеспечивающим введение ФГОС, является Конституция РФ, статья 43 которой гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и тем самым определяет ответственность государственных и муниципальных органов образования перед теми, кто получает образовательную услугу [2].

Нормативно-правовая база введения ФГОС содержит документы трех уровней.

Федеральный уровень:
  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009 г.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства РФ № 196 от 19 марта 2001 г. (ред. от 10 марта 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

  5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ№ 1561/14-15 от 19.11.98.

  6. Рекомендации по организации приёма в первый класс. Письмо Министерства образования РФ от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-03.

  7. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. №2021/11-13.

  8. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.

  9. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. № 408 /13-13.

  10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  11. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений. Приказ Министерства образования России от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13.

  12. Методическое письмо об обучении информатике в начальной школе. Письмо Министерства образования от 17.12.2001 г. № 957/13- 13 и др.

Региональный уровень:
  1. Приказы и распоряжения регионального и муниципального уровней.

  2. План работы временного творческого коллектива педагогов образовательных учреждений – региональных экспериментальных площадок по введению стандартов начального общего образования второго поколения.

Уровень образовательной организации:
  1. Приказ о переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС.

  2. Приказ о создании рабочей группы (творческой группы, координационного совета) по введению ФГОС нового поколения (приложение: план работы рабочей группы).

  3. Положение о рабочей группе (творческой группе, координационном совете) по введению ФГОС НОО.

  4. Приказ об утверждении новых должностных инструкций.

  5. Должностные инструкции участников образовательного процесса.

  6. Приказ «Об утверждении плана-графика по введению ФГОС НОО».

  7. Выписка из решения педагогического совета «Об утверждении учебного плана НОО».

  8. Выписка из решения педагогического совета «Об утверждении образовательной программы образовательного учреждения».

  9. Положение о группе продленного дня.

  10. Положение о внеурочной деятельности, о кружках, секциях.

  11. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся [3].

ФГОС не содержит норм учебной нагрузки, не указывает, какое количество уроков в день допустимо и насколько объемным должно быть домашнее задание. Также он не определяет формы, методы, организацию работы с детьми, объем и виды внеурочной деятельности. Нормативы по организации учебно-воспитательного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах. Образовательная организация в своей работе руководствуется:

    • СанПиН 2.4.2.2821-10 – Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

    • СанПиН 2.4.2.1178-02 – Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях;

    • СанПиН 2.4.3.1186-03 – Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования (взамен СанПиН 2149-80);

    • СанПиН 2.4.4.1204-03 – Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (взамен СанПиН 42-125-4270-87);

    • СанПиН 2.4.4.1251-03 – Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования и др. [4].

Методы, формы и средства обучения, а также виды учебной и вне учебной деятельности подробно изложены в учебных и методических пособиях. Преподавание – процесс творческий. Один и тот же урок в разных классах в большинстве случаев проходит по-разному. На уроке педагогу приходится учитывать множество факторов: количество учащихся в классе, их возраст, уровень знаний по предмету, качество изложения материала в учебнике, наличие наглядных пособий и технических возможностей для их демонстрации и т.д. Поэтому, ставя себе цель познакомить учащихся с содержанием предмета таким образом, чтобы значительную его часть дети прочно усвоили, учитель вынужден использовать широкий арсенал методов и средств обучения. Прописать их все в стандарте было бы не только невозможно, но и шло бы вразрез с одной из главных его идей – индивидуально-личностным подходом.

Контрольные вопросы:


  1. Какие варианты ФГОС второго поколения существуют?

  2. Когда были введены ФГОС второго поколения для разных ступеней обучения?

  3. Каково назначение ФГОС?

  4. К какой образовательной области относится предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»?

  5. Каковы требования к результатам освоения обучающимися ос нов безопасности жизнедеятельности?

  6. Какие документы, обеспечивающие учебный процесс, составляются на основе ФГОС?

  7. Какое документы федерального уровня составляют норматив но правовую базу введения ФГОС?


Список использованной литературы
  1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 28.04.2018 г.).

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n

=2875&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9278952012841697#0 (дата обращения 24.03.2017 г.)

  1. Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС второго поколения: сборник материалов / Сост. А. П. Мишина / Под. общ. ред. Н. В. Калининой, В. В. Зарубиной. Ульяновск: УИ- ПКПРО, 2011. 119 с.

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c 33/#block_1000 (дата обращения 10.05.2018 г).