МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СРАВНЕНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Шуваева Е.Н.
МБОУ «Мезенская средняя школа им.А.Г.Торцева», Мезень, Россия
elenatortcewa@mail.ru
Рассмотрены методологические подходы к сравнению процессов формирования коммуникативной компетенции младших школьников в ходе обучения иностранному языку в разных странах.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, процесс формирования коммуникативной компетенции, критерии для сравнения
Суть системного, комплексного и целостного подходов, применяемых в сравнительной педагогике, позволяет рассматривать процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку в разных странах как целостную систему, являющуюся органичной частью общества, отражающую происходящие в нем перемены. Данная система достаточно автономна, имеет собственную структуру в согласии со своими целями и закономерностями [1]. Системный подход позволяет выявить многообразие связей и отношений внутри самого процесса формирования коммуникативной компетенции, что способствует раскрытию каждого элемента процесса с учетом его места и функции в системе. Комплексный подход помогает связать все компоненты процесса воедино в определенную структуру всего процесса формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Целостный подход обеспечивает комплексное взаимодействие всех компонентов процесса формирования коммуникативной компетенции.
Важное значение сравнительного исследования имеет аксиологический подход, располагающий возможностью изучения ценностных оснований иноязычного образования в разных странах с выходом на анализ потребностей и ценностей обучающих и обучающихся, социальной значимости изучения иностранного языка и формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Проводимый сравнительный анализ опирается также на качественный подход. Применение данного подхода обуславливается задачей выявления совокупности признаков, свойств, особенностей в анализе процессов формирования коммуникативной компетенции в ходе обучения иностранному языку.
Применение перечисленных подходов обуславливает выбор следующих методов исследования:
- сбор данных (анализ литературы и источников, сбор и описание фактов, опрос);
- обработка данных (систематизация, типологизация, структурный анализ, обобщение);
- интерпретация и оценка данных (теоретико-методологическая оценка и сравнение, системно-сравнительная оценка).
Системный, комплексный, целостный, аксиологический и качественный подходы, а также методы исследования имеют важное значение для проводимого сравнительного анализа, потому что именно применение данных подходов и методов позволяет определить основания для сравнения формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку [2].
В основе сравнительного исследования лежит технология сравнения, подразумевающая собой сравнение двух процессов формирования коммуникативной компетенции младших школьников в ходе обучения английскому языку в общеобразовательной школе в разных странах на основе объективных выделенных оснований для сравнения этих процессов. Такая технология была предложена в современной компаративистике И.Р. Луговской в рамках разработанного ею параметрического подхода к сравнению систем школьного образования разных стран [4]. Данная технология предусматривает не только сравнение процессов, но и параллельно с этим делает целесообразным анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников в ходе обучения иностранному языку в разных странах. Согласно выбранной технологии проведение сравнительного исследования осуществляется при помощи анализа каждого основания, проводимого в два этапа: первый этап - оценка (то есть – описание), второй - сравнение.
Объективные основания для сравнения процессов формирования коммуникативной компетенции младших школьников в ходе обучения иностранному языку в нескольких странах выделяются посредством того, что процесс формирования коммуникативной компетенции представляет собой систему взаимосвязанных и взаимно обуславливаемых компонентов, и для того чтобы сопоставить данные процессы в нескольких государствах, необходимо проанализировать его основные компоненты, формирование которых обеспечивает равновесие всего процесса в целом [3].
В качестве объективных оснований для сравнения, обусловленными основными компонентами процесса формирования коммуникативной компетенции младших школьников, выбраны следующие:
- нормативно-правовая база формирования коммуникативной компетенции;
- система подготовки педагогических кадров, отвечающих за формирование коммуникативной компетенции младших школьников;
- методы, способы, технологии формирования коммуникативной компетенции;
- оценка сформированности коммуникативной компетенции.
Весь процесс формирования коммуникативной компетенции в рамках обучения иностранному языку базируется на нормативно-правовой базе, в которой на законодательном уровне формулируются цели, задачи, приоритеты и принципы в области формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Нормативно-правовая база формирования коммуникативной компетенции является значимым основанием для сравнения, поскольку именно в ней находят отражение приоритеты и принципы государственной образовательной политики, цели и ценностные ориентации исследуемого нами процесса.
Поставленные государством цели и задачи реализует педагог, лицо, формирующее коммуникативную компетенцию. Если в процессе подготовки будущий педагог не получит знания о формировании коммуникативной компетенции как о системе взаимосвязанных элементов, то в последующем он не сможет применить их на практике.
Именно поэтому следующим объективным основанием для сравнения процессов формирования коммуникативной компетенции младших школьников при обучении иностранному языку в разных странах является технологический компонент процесса формирования коммуникативной компетенции. Методы, способы, технологии формирования коммуникативной компетенции отражают технологическую составляющую процессов, анализ которых позволяет судить о соблюдении условий формирования коммуникативной компетенции (реализация функций иноязычного общения и одновременное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции) и о том, на формирование какого именного навыка делается акцент в образовательной практике.
Последним основанием для сравнения процессов формирования коммуникативной компетенции младших школьников при обучении иностранному языку в разных странах является оценка сформированности коммуникативной компетенции, которая покажет результаты в исследуемой нами области и критерии к оценке сформированности компетенции младших школьников нескольких стран.
Предполагается, что представленная совокупность оснований позволит выявить общее и особенное в процессах формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку в нескольких странах.
Список цитируемой литературы
Акатьев А.П. Принципы и методы сравнительного анализа систем образования различных стран (по зарубежным источникам). М.: НИИ ВШ, 1978.-68 с.
Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. - № 2. - С.70-80.
Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: проблемы и перспективы // Педагогика. 1996. - № 6. - С. 118-119.
Луговская И.Р. Сравнительно-педагогический анализ систем школьного образования : монография / И. Р. Луговская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова". - Архангельск : Помор. ун-т, 2004. - 114
METHODOLOGICAL APPROACHES TO COMPARISON OF PROCESSES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE CONTEXT OF THE SCHOOL FOREIGN LANGUAGES LEARNING IN DIFFERENT COUNTRIES
Shuvaeva E.N
Seconadary School named after A.T.Tortsev, Mesen, Russia
[email protected]
Methodological approaches to comparison of processes of communicative competence in the context of the school foreign languages learning in different countries were studied.
Key words: communicative competence, processes of communicative competence, methodological approaches to comparison of processes of communicative competence