Задача. Двузначное натуральное число записано в десятичной системе счисления. При делении квадрата суммы цифр на первую цифру получается 5. Разность числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке равна 18. Найти натуральное число. 1. к. Выделим динамические характеристики слагаемого из десятков: - значение слагаемого из десятков («путь» ) - разряд («время»), t=1 - цифра разряда десятков («скорость») 2. к. Выделим динамические характеристики слагаемого из единиц: - значение слагаемого из единиц («путь») - разряд («время»),t=0 - цифра разряда единиц («скорость»). 3. к. В относительно изолированном фрагменте задачи «При делении суммы квадратов цифр на первую цифру получается 5» зафиксируем ситуацию I взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из десятков и единиц (объектов 1, 0): при делении суммы квадратов цифр разрядов десятков и единиц на цифру разряда десятков получится 5. 4. к. В другом относительно изолированном фрагменте задачи: «Разность числа и числа, записанного теми же цифрами, но в обратном порядке равна 18» зафиксируем ситуацию II взаимной связи динамических характеристик для слагаемых из десятков и единиц (объектов 1, 0): разность числа, значения слагаемых десятков и единиц которого равны цифрам разряда десятков и единиц соответственно, и числа, значения слагаемых десятков и единиц которого равны цифрам разряда единиц и десятков соответственно, равна 18. 5. к. Поставим цель – поиск неизвестных цифр разряда слагаемых из десятков, единиц на множестве {1,…,9}.
6. к. В качестве независимых переменных выберем переменные x – цифра разряда десятков, y - цифра разряда единиц, с учётом, что x {1,…,9}, y { 0,…,9}.
7. к. В установленной ситуации I с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из десятков и единиц (объектов 1, 0): делимое имеет вид – x2+y2; делитель имеет вид – х; частное имеет вид – 5. 8. к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации I математической моделью – рациональным уравнением с двумя переменными: .
9. к. В установленной ситуации II с помощью введённых переменных фиксируем взаимные связи динамических характеристик слагаемых из десятков и единиц (объектов 1, 0): уменьшаемое имеет вид – x∙10+y; вычитаемое имеет вид - y∙10+x; разность имеет вид - 1∙10+8 . 10. к. Охарактеризуем взаимную связь динамических характеристик ситуации II математической моделью – рациональным уравнением с двумя переменными: (x∙10+y) − (y∙10+x) =1∙10+8.
11. к. Характеризуем неизвестные наборы значений переменных x, y как решение каждого из уравнений, и значит решения системы рациональных уравнений.
12. к. Строим математическую модель всех ситуаций данной задачи – систему двух рациональных уравнений с двумя переменными: (*) 13. к. Поставим задачу – решение системы (*) двух рациональных уравнений с двумя переменными.
14. к. Актуализируем общий метод решения системы двух рациональных уравнений с двумя переменными. 15. к. Решаем построенную систему (*) рациональных уравнений в соответствии с общим методом решения рациональных систем: упрощаем второе уравнение системы:  Из второго уравнения выразим x через y:  Значение x подставим в первое уравнение и решим его:  4 + 4y + y2 + y2 = 10 + 5y 2y2 –y - 6=0 y1= 2 y2= -1.5 (4,2) - первое решение системы (0.5, -1.5) – второе решение системы 16. к. Так как x {1,…,9}, то набор (0.5, -1.5) не удовлетворяет условию задачи, а набор (4,2) удовлетворяет условию задачи. к. В качестве решения задачи фиксируем набор (4,2) , который удовлетворяет условию исходной задачи с единицами измерения - цифра разряда. В процессе решения задач на числовые зависимости основными этапами являются: A) описание каждой из двух ситуаций на языке динамических характеристик; В) описание ситуаций с помощью математических моделей – рациональных уравнений; С) описание задачи с помощью математической модели – системы рациональных уравнений; D) решение системы уравнений; Е) интерпретация решений системы в содержании задачи. |