Методология и критерии оценки качества начального образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований
Современные международные системы оценки качества образования
Различные современные международные и отечественные исследования в области оценки качества образования показывают, что большинство систем образования не успевает за быстро меняющейся экономикой и не дает обучающимся необходимых навыков, таких как способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве. Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха.
Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор совместно с Российской академией образования, начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), которое проводится международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA. Каждые четыре года в рамках данного исследования оценивается подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики. Четырехлетняя цикличность исследования позволяет осуществлять мониторинговые сравнения результатов достижений, когда четвероклассники становятся восьмиклассниками, а также фиксировать изменения в математической и естественнонаучной подготовке учащихся при переходе из начальной школы в основную.
Инструментарий данного исследования включает:
тесты, анкеты для учащихся, учителей, администрации школы, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования;
методическое обеспечение по организации и проведению исследования, руководство по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных;
программное обеспечение по отбору классов и учащихся и по вводу данных.
Изучение качества образования выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики. Эти два предмета являются приоритетными областями в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способности ее подрастающего поколения использовать и совершенствовать новые технологии.
Информация о результатах исследования TIMSS 2015 года размещена на слайде.
PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить качество чтения и понимания текста учащимися 4 класса начальной школы в различных странах. Исследования проводятся раз в пять лет, начиная с 2001 г. Реализуется под эгидой IEA. Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
В исследованиях проверяется качество чтения учащихся, заканчивающих 4 класс, так как именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому времени учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
В исследованиях PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще всего используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
нахождение информации, заданной в явном виде;
формулирование выводов;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
В приложении к медианару приводится в качестве примера текст для проверки качества чтения и диагностический инструментарий к нему, подготовленный в соответствии с концепцией PIRLS сотрудниками Института стратегии развития образования Российской академии образования и выложенный в открытом доступе в Интернете в демо-версии.
. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусматривается участие РФ в следующих международных исследованиях: PIRL, TIMSS, PISA, ICCS и TALIS.
Актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:
использование результатов международных исследований для реформирования системы образования ввиду высокого научного и технического качества проводимых исследований;
возможность оценить качество образования в сравнении с другими странами;
качественное совершенствование национальных исследований в области образования;
отработка новых методик и технологий в области оценки качества образования.
По результатам международных исследований качества образования каждая страна получает информацию по:
среднему баллу страны по международной шкале;
отдельным группам показателей (гендерные различия, разделы учебного предмета, виды учебной деятельности и др.);
уровням учебных достижений учащихся;
тенденции изменения образования в стране.
Основные международные исследования качества образовательных исследований проводятся Международной организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) и Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).
Три основных международных сравнительных исследования качества общего образования - PISA, TIMSS и PIRLS взаимно дополняют друг друга. Одновременное проведение этих трех исследований дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные его стороны. Сравнение результатов исследований PISA, TIMSS и PIRLS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Рассмотрим более детально основные международные программы исследования качества образования.
Подводя итоги рассмотрения международных исследований оценки качества образования, проводимых и планируемых в Российской Федерации, можно отметить, что богатейший аналитический материал программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников в странах мира способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований. Большинство известных мониторингов качества образования, проводимых федеральными или региональными центрами оценки качества образования, используют как общие концептуальные подходы, так и отдельные элементы инструментария международных исследований. При разработке контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.