Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.
Л.Г. Петерсон
Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.
Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать с информационными технологиями, поиску необходимой информации для решения поставленных перед ним задач, всё вместе это составляет познавательные универсальные учебные действия.
Для активизации познавательной деятельности, можно использовать рекомендации по организации и проведении урока.
Необходимые условия:
Учет возрастных особенностей.
Использование материала различной степени трудности.
Использование разнообразных физминуток.
Построение нетрадиционных уроков.
Использование сюжетных игр.
Использование простой и емкой наглядности.
Применение игр-соревнований.
Использование нестандартных занятий.
Применение задач в стихах.
Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
По источникам передачи и характеру восприятия информации:
словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.).
По характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частично-поисковый или эвристический метод;
исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности преподавателя:
методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и
дифференцированный, текущий и итоговый);
По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения);по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя:
методы изложения: монологический, диалогический;
методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный.
По характеру учебной деятельности обучающихся:
репродуктивная;
продуктивная;
частично-поисковая.
По основным дидактическим целям и функциям:
организации;
развития;
образования;
побуждения;
контроля.