СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы активизации познавательной активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Для развития этих способностей, педагоги должны уделять внимание развитию познавательной активности.

Просмотр содержимого документа
«Методы активизации познавательной активности младших школьников»

Ученик – это не сосуд,

который надо заполнить, а

факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.

Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать с информационными технологиями, поиску необходимой информации для решения поставленных перед ним задач, всё вместе это составляет познавательные универсальные учебные действия.

Для активизации познавательной деятельности, можно использовать рекомендации по организации и проведении урока.

Необходимые условия:

  1. Учет возрастных особенностей.

  2. Использование материала различной степени трудности.

  3. Использование разнообразных физминуток.

  4. Построение нетрадиционных уроков.

  5. Использование сюжетных игр.

  6. Использование простой и емкой наглядности.

  7. Применение игр-соревнований.

  8. Использование нестандартных занятий.

  9. Применение задач в стихах.

Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

  1. По источникам передачи и характеру восприятия информации:

  • словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

  • наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);

  • практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.).

  1. По характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый или эвристический метод;

  • исследовательский метод.

  1. По основным компонентам деятельности преподавателя:

  • методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

  • методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

  • методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и

  • дифференцированный, текущий и итоговый);

  1. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения);по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя:

  • методы изложения: монологический, диалогический;

  • методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный.

  1. По характеру учебной деятельности обучающихся:

  • репродуктивная;

  • продуктивная;

  • частично-поисковая.

  1. По основным дидактическим целям и функциям:

  • организации;

  • развития;

  • образования;

  • побуждения;

  • контроля.