СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы формирования духовно-нравственной культуры школьников в условиях современного музея"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ".

Одним из важнейших факторов процесса духовно-нравственного воспитания школьника является социально-культурная деятельность музеев.

Просмотр содержимого документа
«"Методы формирования духовно-нравственной культуры школьников в условиях современного музея"»

ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ –ДС Лутугинского района» МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ Подготовила: руководитель районного  методического объединения музеев и музейных комнат Яковенко Е.В. 2023 г.

ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ –ДС Лутугинского района»

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Подготовила:

руководитель районного

методического объединения

музеев и музейных комнат Яковенко Е.В.

2023 г.

Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности.     Г.Н. Волков.  Цель духовно-нравственного воспитания школьника в условиях современного музея - содействие в восхождении школьника к идеалу посредством приобщения его к традиционным ценностям; формирование эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферы личности воспитанника; взращивание у школьника чувства любви к людям, семье, своему городу, Родине.  Одним из важнейших факторов процесса духовно-нравственного воспитания школьника является социально-культурная деятельность музеев.

Без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа

как исторической общности.

Г.Н. Волков.

Цель духовно-нравственного воспитания школьника в условиях современного музея - содействие в восхождении школьника к идеалу посредством приобщения его к традиционным ценностям; формирование эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферы личности воспитанника; взращивание у школьника чувства любви к людям, семье, своему городу, Родине.

Одним из важнейших факторов процесса духовно-нравственного воспитания школьника является социально-культурная деятельность музеев.

 Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел в педагогический лексикон музейной деятельности.  Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как искусство, мастерство + logos – мысль, разум, знание.  Педагогическая технология может существовать в трех уровнях: научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;  2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;  3) процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел в педагогический лексикон музейной деятельности.

Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как искусство, мастерство + logos – мысль, разум, знание.

Педагогическая технология может существовать в трех уровнях:

  • научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

 Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, разделены на группы:  функциональные общие дифференцированные

Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, разделены на группы:

функциональные

общие

дифференцированные

 Функциональные (отраслевые) технологии - это   совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. Примером служит технология информационно - познавательной и просветительской деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других.  Дифференцированные технологии  - методики, направленные на работу с различными возрастными категориями населения.  Общие технологии - это методы,  ориентирующие на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности.

Функциональные (отраслевые) технологии - это совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. Примером служит технология информационно - познавательной и просветительской деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других.

Дифференцированные технологии - методики, направленные на работу с различными возрастными категориями населения.

Общие технологии - это методы, ориентирующие на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности.

 В социально-культурной деятельности музеев сложились три группы методов: методы приучения к выработке навыков и историко-культурного творчества методы формирования общественного сознания или метод просвещения методы стимулирования социально-культурной активности

В социально-культурной деятельности музеев сложились три группы методов:

методы приучения к выработке навыков и историко-культурного творчества

методы формирования общественного сознания или метод просвещения

методы стимулирования социально-культурной активности

Методы формирования общественного сознания или методы просвещения: разъяснение комментирование информирование обобщение убеждение увлечение

Методы формирования общественного сознания или методы просвещения:

разъяснение

комментирование

информирование

обобщение

убеждение

увлечение

Методы приучения к выработке навыков и историко-культурного творчества  : включение в различные формы непрерывного просвещения привлечение к разным видам дополнительного образования приучение к выполнению общественно-культурных функций самоуправление самоорганизацию самообразование перспектива игра

Методы приучения к выработке навыков и

историко-культурного творчества :

включение в различные формы непрерывного просвещения

привлечение к разным видам дополнительного образования

приучение к выполнению общественно-культурных функций

самоуправление

самоорганизацию

самообразование

перспектива

игра

Методы стимулирования социально-культурной активности: положительный пример соревнование требование перспектива поощрение общественное мнение

Методы стимулирования социально-культурной активности:

положительный пример

соревнование

требование

перспектива

поощрение

общественное мнение

Вывод:   перечисленные методы помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение;   стимулируют к самостоятельному поиску решений какой-либо историко - культурной, художественной или иной социально значимой проблемы;   способствуют формированию осознанных побуждений, связанных с осмыслением роли и места ценностей истории и культуры в духовной жизни общества и каждого человека.

Вывод:

  • перечисленные методы помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение;

  • стимулируют к самостоятельному поиску решений какой-либо историко - культурной, художественной или иной социально значимой проблемы;

  • способствуют формированию осознанных побуждений, связанных с осмыслением роли и места ценностей истории и культуры в духовной жизни общества и каждого человека.
К культурно-образовательной деятельности музея мы относим следующие формы:  экскурсия; лекция; консультация; научные чтения (конференции, сессии; заседания) ; клуб (кружок, студия); конкурс (олимпиада, викторина); встреча с интересным человеком; концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс); праздник; историческая игра.

К культурно-образовательной деятельности музея мы относим следующие формы:

  • экскурсия;
  • лекция;
  • консультация;
  • научные чтения (конференции,

сессии; заседания) ;

  • клуб (кружок, студия);
  • конкурс (олимпиада, викторина);
  • встреча с интересным человеком;
  • концерт (литературный вечер,

театрализованное представление,

киносеанс);

  • праздник;
  • историческая игра.

 Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников средствами социально-культурных технологий непосредственным образом связана и взаимодействует с наиболее исторически распространенными функциями музейной деятельности – изучением, сохранением и восстановлением культурных ценностей, освоением и использованием культурного наследия в современном обществе.   Серьезные изменения происходят в методике культуротворческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс.  Продолжает развиваться художественная самодеятельность, новые импульсы получает научно-техническое, прикладное творчество и т.д.

Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников средствами социально-культурных технологий непосредственным образом связана и взаимодействует с наиболее исторически распространенными функциями музейной деятельности – изучением, сохранением и восстановлением культурных ценностей, освоением и использованием культурного наследия в современном обществе.

Серьезные изменения происходят в методике культуротворческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс.

Продолжает развиваться художественная самодеятельность, новые импульсы получает научно-техническое, прикладное творчество и т.д.

 Технологии творчества в рамках социально-культурной деятельности музея через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье.  Получают развитие коллекционно - собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работы на базе музейных учреждений.

Технологии творчества в рамках социально-культурной деятельности музея через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье.

Получают развитие коллекционно - собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работы на базе музейных учреждений.

 В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание обеспечивает:  готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;  формирование морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;  развитие нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание обеспечивает:

  • готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • формирование морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
На занятиях творческого объединения «Юные музееведы» использую музейные обучающие игры.

На занятиях творческого объединения «Юные музееведы»

использую музейные обучающие игры.

Внимание! Предоставляется перечень ссылок музейных обучающих игр. Выполните со своими воспитанниками творческие задания.

Внимание!

Предоставляется перечень ссылок

музейных обучающих игр.

Выполните со своими воспитанниками

творческие задания.

Музейные обучающие игры № Название ресурса 1 Art Challenge / Художественная Задача  Разработчик 2 Детективная история или расследование Кисточки (компьютерная игра)  Art Challenge  3 Ссылка Екатеринбургский музейный центр народного творчества ―Гамаюн‖  http://artchallenge.ru/  Музейный Encounter  Описание/аннотация 4 Язык Архитектурно-этнографический музей Семенково  http://xn--80aah1bg5h.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/164/169/item105268/   Игра на знание истории изобразительного искусства. Необходимо угадывать авторов картин.  5 Репин или Ренуар? Угадайте картину по ее фрагменту  Цель детективной игры – найти все картины, которые украл Злой Коллекционер.  русский  http://me.semenkovo.ru/  Афиша Daily  Музейный профессионал  Игра позволяет получать знания в развлекательной форме.  русский https://daily.afisha.ru/brain/8129-repin-ili-renuar-ugadayte-kartinu-po-ee-fragmentu/  Государственная Третьяковская галерея  русский - http://edu.tretyakov.ru/mp/  русский - русский

Музейные обучающие игры

Название ресурса

1

Art Challenge / Художественная Задача

Разработчик

2

Детективная история или расследование Кисточки (компьютерная игра)

Art Challenge

3

Ссылка

Екатеринбургский музейный центр народного творчества ―Гамаюн‖

http://artchallenge.ru/

Музейный Encounter

Описание/аннотация

4

Язык

Архитектурно-этнографический музей Семенково

http://xn--80aah1bg5h.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/164/169/item105268/

Игра на знание истории изобразительного искусства. Необходимо угадывать авторов картин.

5

Репин или Ренуар? Угадайте картину по ее фрагменту

Цель детективной игры – найти все картины, которые украл Злой Коллекционер.

русский

http://me.semenkovo.ru/

Афиша Daily

Музейный профессионал

Игра позволяет получать знания в развлекательной форме.

русский

https://daily.afisha.ru/brain/8129-repin-ili-renuar-ugadayte-kartinu-po-ee-fragmentu/

Государственная Третьяковская галерея

русский

-

http://edu.tretyakov.ru/mp/

русский

-

русский

Музейные обучающие игры

Название ресурса

6

Разработчик

Уроки Валентина Серова

7

8

Ссылка

Государственная Третьяковская галерея

Monetae Memory

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Monetae Memory

http://edu.tretyakov.ru/serov/

Описание/аннотация

9

Язык

http://www.arts-museum.ru/quiz/memory/

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

-

Узнайте художника по мазку

http://www.arts-museum.ru/quiz/memory2/

Игра в жанре «Мемори», в которой нужно найти и составить пары из одинаковых экспонатов. Есть разные уровни сложности. Описания всех экспонатов приведены под игровым полем. Игра посвящена выставке нумизматики «Наметив контуры резцом…».

русский

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Игра в жанре «Мемори», в которой нужно найти и составить пары из одинаковых экспонатов. Есть разные уровни сложности. Описания всех экспонатов приведены под игровым полем. Игра посвящена выставке «Памятные древности свеев‖. Нумизматическая коллекция Элиаса Бреннера и Павла Григорьевича Демидова».

русский

https://arzamas.academy/mag/381-art-fragments

Совместно с Arzamas

русский

-

русский

Музейные обучающие игры

Название ресурса

10

Мультимедийная игра «Морковный чай для трудящегося народа»

Разработчик

11

12

Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Документально-исторический квест – Сквозь землю провалиться, или

Ссылка

Государственный центральный музей современной истории России

Секрет подпольной типографии

Описание/аннотация

Компьютерная игра «Тайку-путешественник»

Музей С.М. Кирова.

http://www.kirovmuseum.ru/game

Игра позволяет узнать специфику повседневной жизни и практик Ленинграда начала 1930-х годов. Участники узнают, что такое дефицит, как работала карточная система, сколько времени люди проводили в очередях, тратили на приготовление пищи, чем они питались и сколько зарабатывали, а также, что люди умели делать в домашних условиях (например, сварить мыло или изготовить суррогатный чай).

Губкинский музей освоения севера

http://vm.sovrhistory.ru/podpolnaya-tipografiya/interaktivnaya-igra-kvest/

Язык

http://muzeyos.ru/museum/izdaniya/mulimedia/105-kompyuternaya-igra-tajku-puteshestvennik-2008-g

Квест основан на реальных событиях 1905 года. Игра построена вокруг реально существовавшей нелегальной типографии, которая работала под прикрытием фруктового магазина.

русский

русский

Главный герой игры – берестяной коробок Тайку, путешествующий по тундре. Вместе с Тайку можно поиграть в пять различных игр: «Рыболовство», «Оленеводство», «Охота», «Традиционная одежда», «Традиционные игры».

Использование компьютерной игры в музее и дома дает возможность в игровой форме получить основы знаний о материальной и духовной культуре лесных ненцев. Игра рассчитана на разновозрастную детскую аудиторию.

русский

Музейные обучающие игры

Название ресурса

13

Разработчик

14

PLAYMMOMA

Компьютерная игра «Как добывают нефть и газ»

Ссылка

Губкинский музей освоения севера

Описание/аннотация

Московский музей современного искусства

Язык

http://www.muzeyos.ru/museum/izdaniya/multimedia/106-kompyuternaya-igra-kak-dobyvayut-neft-i-gaz-gubkinskij-ooo-ofis-2011-god

Компьютерная игра «Как добывают нефть и газ» посвящена главным профессиям города Губкина: нефтяникам и газовикам. Действия в ней разворачиваются на территории Ямала, на фоне нефтяных качалок, газовых кустов, горящих факелов. Главными героями являются нефтяник и газовик. Они должны выполнить ряд задач: бурение нефтяной скважины, добыча нефти, очистка газа и доставка его в каждый дом. Все игровые действия имеют красочное оформление и богатое звуковое сопровождение.

http://play.mmoma.ru/

Игра задумана как увлекательное интерактивное пособие, вводящее ребенка в мир современного искусства. Через игру ребенок может:

русский

- познакомиться с новыми для себя формами и понятиями, такими как инсталляция, объект, медиа-арт и перформанс;

русский

- понять, чем новая картина отличается от традиционной;

- многое узнать об устройстве музейной экспозиции;

- открыть для себя работы из коллекции MMOMA, созданные авторами актуальных направлений за последние тридцать лет;

-примерить на себя роль современного художника и создавать собственные уникальные произведения;

- поделиться результатом творчества с друзьями в социальных сетях.

Предназначена для детей от 6 лет, а также их родителей.

Музейные обучающие игры

Название ресурса

15

16

Разработчик

Сектор Учета

Ссылка

17

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Игротека

Музей природы и Человека

Музейный пазл

Описание/аннотация

https://akhmatova.spb.ru/quiz/

18

http://www.ugramuseum.ru/muzey__detyam/igroteka

Музейно-информационная система «Открытая Карелия»

Игра позволяет вообразить себя хранителем коллекции предметов, связанной с культурой Серебряного века.

Язык

Одним словом

19

русский

http://openkarelia.org/games/constructor_game

Игры позволяют узнать о Югорском крае в увлекательной форме.

Украшение оружия

Музейно-информационная система «Открытая Карелия»

Необходимо правильно расставить достопримечательности на карте.

русский

Тульский государственный музей оружия

http://openkarelia.org/games/4pictures1word

русский

Необходимо составить слово, наиболее точно описывающее все изображения, которые будут показаны на экране.

http://www.museumgeek.ru/archive/season5/competitionentries5/item/919-interaktivnyj-kompleks-ukras-ruzhe

русский

В рамках игры посетитель сначала рассматривает трехмерные модели инструментов, которые используют для художественного оформления оружия, и узнает о различных техниках. А затем уже на практике украшает точную трехмерную копию двуствольного ружья ТОЗ 34 резьбой, инкрустацией или гравировкой. Готовую модель в виде коллажа с логотипом музея можно отправить себе на электронную почту.

Для детской и взрослой аудитории без возрастных ограничений.

русский

На занятиях творческого объединения «Юные музееведы» посещаем виртуальные экскурсии в музеях.

На занятиях творческого объединения «Юные музееведы»

посещаем виртуальные экскурсии в музеях.

Посетите в онлайн режиме музеи!

Артефакт – гид по музеям России с технологией дополненной реальности, разработанный Минкультуры России https://artefact.app/ru

Бесплатные онлайн-экскурсии крупнейших музеев мира https://www.culture.ru/news/255559/krupneishie-muzei-mira-predstavili-be...

Музеи и театры мира, работающие онлайн https://www.culture.ru/news/255561/10-krupneishikh-teatrov-i-muzeev-koto...

Онлайн-собрание экспонатов из более чем 1200 ведущих музеев и архивов мира в проекте «Google Arts & Culture» https://artsandculture.google.com/explore

Виртуальны визит в Государственный Эрмитаж и его филиалы https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/!ut/p/z1/0... Пятичасовое видео-путешествие по Эрмитажу:  https://www.youtube.com/watch?v=_MU73rsL9qE

Государственная Третьяковская галерея Экскурсии, лекции и фильмы об искусстве на канале Третьяковской галереи в Youtube https://www.youtube.com/playlist?list=PL81xh7hlw3gZt_WmK3eHlQ3ZAIOZEFPRc Выставки Третьяковской галереи в Яндекс.Коллекциях https://yandex.ru/collections/user/company%40gosudarstvennaia-tretiakovs...

Виртуальный Русский музей (виртуальные туры по постоянной экспозиции и выставкам, онлайн-лекторий) https://rusmuseumvrm.ru/

Виртуальные экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина https://virtual.arts-museum.ru/

Виртуальный тур по Российскому национальному музею музыки http://vm1.culture.ru/vtour/tours/muzey_kultury_glinki/pano.php

Медиапортал Государственного исторического музея (онлайн-выставки, экскурсии, лекции и др.) https://mediashm.ru/ Электронный каталог (свыше миллиона оцифрованных экспонатов из коллекции музея) https://catalog.shm.ru/

Коллекции Музея-заповедника «Петергоф» и виртуальный тур http://pet.vm.culture.ru/main/

Онлайн-коллекции музеев Москвы (лекции, документальные фильмы, экскурсии и др.) https://union.catalog.mos.ru/ Обзор интернет-ресурсов музеев Москвы https://www.mos.ru/news/item/71608073/

 Выставка «Советские художники о Великой Отечественной войне», посвященная 80-летию освобождения Ворошиловграда от немецко-фашистских захватчиков, открылась в Луганском художественном музее.   В экспозиции представлены 30 произведений живописи, скульптуры и графики из фондов Луганского художественного музея, авторами которых являются известные советские художники Виктор Пузырьков, Петр Сулименко, Андрей Лысенко, а также известные луганские скульпторы Виктор Мухин, Василий Федченко, Анатолий Самусь. Рекомендуем посетить выставку в г. Луганске. Спасибо за внимание!

Выставка «Советские художники о Великой Отечественной войне», посвященная 80-летию освобождения Ворошиловграда от немецко-фашистских захватчиков, открылась в Луганском художественном музее.

В экспозиции представлены 30 произведений живописи, скульптуры и графики из фондов Луганского художественного музея, авторами которых являются известные советские художники Виктор Пузырьков, Петр Сулименко, Андрей Лысенко, а также известные луганские скульпторы Виктор Мухин, Василий Федченко, Анатолий Самусь.

Рекомендуем посетить выставку в г. Луганске.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!