Методы формирования правовой грамотности
(из опыта работы)
МБОУ гимназия № 3 г. Пролетарска Ростовской области
Учитель истории и обществознания: Мазуренко Е.А.
Формирование правовой грамотности обучающихся - одна из важнейших задач модернизации образования. Только зная и уважая законы, сохраняющие накопленные веками ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Обучающиеся должны знать, что почти каждый наш поступок так или иначе обусловлен и связан с правовой грамотностью. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить порядок и организацию во взаимоотношениях между людьми. От сегодняшних школьников зависит, каким будет завтрашний мир, и поэтому очень важно помнить о значимости правовых знаний, умений, формировать которые можно на уроках истории, обществознания, а также во внеурочной деятельности.
История и обществознание – универсальные предметы, их изучение охватывает разные сферы человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через эти уроки вне зависимости от изучаемой темы. При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.
Школьный курс истории предоставляет большие возможности для развития правовой культуры учащихся. Дело в том, что многие современные понятия пришли к нам из далекого прошлого и изучаются на уроках истории в связи с экономическими, социальными, культурными, религиозными проблемами. История дает богатый материал в области изучения зарубежного и отечественного права:
- регулирование поведения людей в первобытном обществе;
- древневосточное и античное право;
- право средневековых цивилизаций;
- современные правовые системы;
- западноевропейское право эпохи буржуазных революций;
- русское право и право Российского государства.
Я стараюсь учить детей смотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития. История дает богатый материал для знакомства с выдающимися юридическими памятниками, такими как Законы Хаммурапи, свод римского права Юстиниана, Салическая Правда, Русская правда, Великая хартия вольностей, Соборное Уложение, Декларация прав человека и гражданина, Конституции разных прав. История не только дает учащимся сумму принципиально новых знаний, но и способствует серьезной внутренней работе по формированию своего отношения к идеям и ценностям гражданского общества и правового государства. Изучение истории должно помочь учащимся ответить на вопросы: Что такое закон и порядок? Каковы взаимоотношения личности и общества? Я стараюсь учить детей уметь оценивать события истории, деятельность исторических личностей с точки зрения общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма. Выработать активную жизненную позицию у каждого учащегося, уважение к закону, уверенность в возможности защиты своих прав. А для этого свои права надо учить и знать. Кроме школьных учебников в зависимости от темы на своих уроках я использую дополнительно исторические, юридические и литературные источники.
Методика моей работы разнообразна. Однако наиболее продуктивными, являются активные формы работы – дискуссии, дебаты, сюжетно-ролевые игры, семинары и практикумы. Именно активные формы воспитывают способность к диалогу, умение считаться с другой точкой зрения, анализировать материал и давать обратную связь. Важно также и то, что игровые формы позволяют учащимся эмоционально «проживать» разные эстетические и правовые ситуации. Это особенно важно для самопознания личности. При этом формы урока могут меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Например, история древнего мира обладает широкими потенциальными возможностями для реализации идей правового образования в основной школе. Она позволяет акцентировать внимание на нравственно-правовых аспектах истории древних цивилизаций, на роли обычаев и традиций в жизни древних народов, на истории законодательства и судопроизводства, на развитии разных форм государственности, на права и обязанности
различных групп населения. На первый план я выдвигаю формирование основ правовой культуры, подготовка учащихся к восприятию в последующем системы правовых знаний. В связи с этим я еще решаю следующие задачи:
- показать роль и место обычаев, традиций, нравов в повседневной жизни древних народов;
- познакомить и историей возникновения древних законодательных памятников;
- рассмотреть основные формы государства в древности;
- дать представления о правах и обязанностях различных категорий населения;
- показать место и роль человека в древних обществах;
- научить выделять общечеловеческие черты в культуре древних цивилизаций;
- сформировать у учащихся привычку к оценке исторических событий и личностей с точки зрения права;
- воспитывать на ценностях демократии, гражданственности, свободы человека в античных обществах.
Материал раздела «Древний Восток», позволяет познакомить учащихся с такими понятиями как «государства», «право», «закон», «правовое неравенство». Своеобразие древнего Востока отчетливо прослеживается на материале Законов Хаммурапи и кастовом строе Древней Индии. На этих уроках я организую работу так, чтобы выделить правовые моменты различных категорий населения в государствах древнего Востока, познакомить на примере Законов Хаммурапи с древнейшими судебниками.
Касаясь вопроса о возникновении государства и права, я отмечаю, что они появляются на определенной стадии развития общества. На материале Египта, Месопотамии, Индии и Китая я всегда углубляю и конкретизирую отличие государственной стадии от родоплеменной. При этом обращаю внимание учащихся на отличительные признаки государства:
- государство имело определенную территорию;
- во главе государства стоит единоличный правитель – царь;
- отсутствовало равенства между людьми: богатые и бедные, свободные и рабы;
- на смену обычаям и традициям, которые регулировали жизнь первобытных людей, приходят законы.
На материале Древнего Египта, Вавилона, Китая у учащихся формируется понятие «деспотии», как особой формы государства, типичной для древнего Востока. Я обращаю внимание на такие ее черты как: неограниченная власть правитель, обожествление его, правитель считается собственником всей земли.
Итогом моей работы в этом направлении является осознание учащимися различие между государством и обществом.
Организация учебного процесса на уроках обществознания по изучению права основывается не на механическом запоминании юридических норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмотрении закономерностей его становления и развития. Вот только некоторые эффективные приемы правового воспитания, которые я использую на уроках обществознания:
1. Планирую урок, ориентируясь на методическое обеспечение: учебник, рабочую тетрадь, кодексы и другие нормативно-правовые акты, чтобы в полной мере обеспечить содержание урока научными, достоверными фактами. Например, урок в 9 классе по теме: «Конституция — основной закон РФ» провожу так, чтобы текст Конституции был у каждого ученика на парте. При рассмотрении гражданских, административных, семейных, жилищных правоотношений так же обеспечиваю учеников соответствующими кодексами.
2. Использую разнообразные источники знаний во время урока: учебник, документы, статьи в журналах и газетах по правовой тематике, примеры из жизненных ситуаций. Например, при изучении тем: «Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей», изучаем документы, которые направлены на защиту прав потребителей, узнаём из кодекса о правах собственности несовершеннолетнего и др.
3. Разрабатываю уроки по обучению праву с поддержкой средств ИКТ. Большую роль в правовом обучении и воспитании играют литературные произведения, художественные и документальные фильмы, где героями являются подростки, которые попадают в сложные ситуации. Просмотр должен быть целенаправленным и имеет практический результат в форме высказываний, составление памятки или положений кодекса.
4. Разработка урока по закреплению знаний включает типовые задания из государственной итоговой аттестации. Например, задания с выбором ответа на различение отраслей права, на запоминание конституционных прав и обязанностей граждан, прав трудового и семейного законодательства и ответственности за нарушение статей указанных кодексов. Задания для анализа правовых суждений позволяет провести закрепление не одной, а сразу нескольких тем по правовой тематике.
Практико-ориентированный подход проявляется на уроках-практикумах, где работу можно организовать в разных формах:
Деловые игры. Я провожу подобные игры профориентационной направленности, где ученики или группа учеников играют роль представителей профессий адвоката, судьи, прокурора и других. Подобную игру можно провести после изучения тем «Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат».
Составление договоров. В 9-м классе при изучении тем «Трудовое право», «Гражданское право», «Административное право» обучающиеся учатся составлять и анализировать договоры в различных областях деятельности: трудовой договор, договор аренды жилья, договор на оказание услуг, брачный договор. Такая форма обучения позволяет школьникам включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать разнообразные точки зрения.
Экскурсии на предприятия, в магазины, на предприятия сферы услуг (до пандемии). При изучении тем: «Права потребителей», «Право на труд» проводила целенаправленные тематические экскурсии. Во время экскурсий осматривали содержание уголка потребителя, опрашивали работников сферы услуг об их правах и обязанностях.
Исследовательская работа. Исследовательские задания ориентированы на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Придумываем задания, в ходе решения которых вместе с учащимися принимают участие родители и родственники, например обсуждение семейного бюджета. Подготовка исследования также основывается на изучении правовых ситуаций в пределах своего города, района или области. Результаты исследовательской деятельности учащиеся представляют в сравнении с аналогичными или похожими исследованиями в других регионах России.
В рамках внеурочной деятельности мною разработаны и реализуются два курса «Практическое обществознание: трудовое право» и «Практическое обществознание: Изучаем Конституцию» в 9-11 классах.
Разрабатывая программы внеурочной деятельности, я исходила из того, что выпускники школы стоят на пороге самостоятельной жизни, в которой их подстерегают различные трудности и проблемы, в том числе с устройством на работу. В период трудовой деятельности им придется иметь дело, как с работодателем, так и с государственными и общественными органами. Кроме того, трудовая жизнь предполагает контакты с коллегами - работниками и другими окружающими их людьми. К такой самостоятельной жизни необходима всесторонняя подготовка как профессиональная, так и правовая, то есть выпускники должны иметь необходимый минимум правовых знаний по трудовому праву. А Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе.
Таким образом, если целенаправленно формировать правовую грамотность обучающихся, то в результате они:
будут обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
будут уважать, и соблюдать права и законы;
будут жить по законам морали и государства;
станут законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
станут толерантными во всех областях общественной жизни;
будут осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.