Методы, формы и средства организации деятельности учащихся
При проектировании современного урока важным этапом является использование таких форм познавательной деятельности, которые бы способствовали взаимодействию педагога и обучающихся в достижении запланированных целей и задач урока.
Для решения определённых задач урока и раскрытия творческого потенциала на уроках учителю необходимо использовать различные методы, средства и формы организации деятельности обучающихся.
Английский язык – это предмет, предполагающий активную коммуникацию. Следовательно, и результативные формы организации познавательной деятельности чаще всего требуют наличие определенного коллектива.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
1) Фронтальные
2) Групповые
3) Индивидуальные
4) Коллективные
5) Парные
6) Классные и внеклассные
В виде различных работ:
игровое экспериментирование
драматизации
проблемно ориентированный диалог
учебная дискуссия
формулирование вопросов для получения информации
разработка алгоритмов
решение проблемных ситуаций
ситуации выбора
анализ жизненного опыта
рефлексивный анализ
рецензирование работ
обсуждение докладов
подготовка презентаций
подготовка и представление проектов
исследование
На своих уроках я использую прежде всего фронтальную форму организации познавательной деятельности обучающихся, в ходе которой дети получают знания. При использовании данной формы организации работы можно предоставлять знания при помощи мультимедийной презентации, в виде лекции, беседы или обсуждения.
Часто использую групповую форму организации работы на уроке. Данная форма очень эффективна для закрепления пройденного материала на уроках обобщения и систематизации. После проведения групповой (командной) работы можно провести индивидуальную самостоятельную работу для проверки усвоения учебного материала. Я считаю, что групповая форма работы очень эффективна, так как в ходе данной работы учащиеся учатся взаимодействовать, чтобы решить поставленные перед ними задачи, осуществляется взаимоконтроль. Для организации групповой работы необходимо поделить класс на равномерные группы, чтобы наиболее сильные обучающиеся руководили процессом решения задач и распределили обязанности на членов группы. При работе групп я работаю с каждой группой, направляю их, и помогаю.
Пример командной работы на уроке («Rainbow English» - 5 класс)
Задача: закрепление активной лексики. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
Парная работа — это важнейшая форма организации деятельности, учащихся на уроке английского языка. Данная форма работы используется мною на каждом уроке. Чтобы парная работа была эффективной нужно чтобы в паре был сильный и слабый ученик, чтобы обучающиеся вместе достигли решения поставленной задачи. В парной работе обучающиеся демонстрируют речевую самостоятельность, помогают друг другу. При выполнении парной работы, учитель ставит задачу и показывает образец. образец можно продемонстрировать с одним из учеников, или его могут продемонстрировать наиболее сильные ученик в классе. Обучающиеся самостоятельно работают в парах, а затем демонстрируют результат. При демонстрации продукта их деятельности учитель внимательно слушает и записывает недочеты, затем учитель и другие ученики в классе исправляют ошибки, выступившей пары.
Пример парной работы на уроке («Rainbow English» - 6 класс)
Задача: закрепление структуры have/ has got в речи. Учащиеся по очереди спрашивают и отвечают на вопросы.
Индивидуальный подход учитывает уровень подготовки, потенциал и индивидуальные особенности обучающихся. При индивидуальном подходе класс условно делятся на две группы. Например, при контроле чтения я пишу на доске вопросы по содержанию текста, затем учащиеся использую данные вопросы строят пересказ текста. Слабым учащимся предоставляется схема для пересказа, где они вставляют недостающие фрагменты предложений. Сильные ученики строят пересказ самостоятельно.
Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:
1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а) методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в) методы практического контроля и самоконтроля
В своей работе я стараюсь использовать все разнообразие представленных методов, но наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие.
Словесные методы:
- объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);
- работа с печатным словом (с текстом) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
- повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
- описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
- рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
- проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
- беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ презентации, визуального материала.
К практическим методам относятся:
Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и проектные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
- частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
На своих уроках я использую следующие методы: словесный, наглядный, практический, поисковый, репродуктивный, дедуктивный и индуктивный. К словесным методам относятся: беседа, дискуссия, лекция. На уроках мною используются различные иллюстрации, фотографии, аудио и видеоматериалы, таблицы, блок-схемы. Данные приемы помогают улучшить восприятие и понимание информации, а также сэкономить время. Методы обучения характеризуют по логике движения содержания учебного материала. Для формирования понятийного аппарата я использую индуктивный метод. Однако данный метод занимает большое количество времени. Для усвоения теоретических знаний используется дедуктивный метод. Данный метод позволяет быстро обработать учебный материал. В структуру своих уроков я включаю широкий спектр практических упражнений. Как, например, условно-речевые предложения: имитационные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные. Для формирования грамматических навыков используются ситуативные условно-речевые упражнения. УРУ очень эффективны для тренировки учебного материала. Проблемно-поисковый метод наиболее эффективен для выявления творческого потенциала ребенка, активирует мыслительные процессы для поиска решения проблемной ситуации, обучения самостоятельной исследовательской работе. Учитель ставит проблему, дети самостоятельно выдвигают гипотезы, а затем формируют выводы.
Для организации учебного процесса используются: учебники, рабочие тетради, тетради для письменных работ, сборник контрольных тестов, тематические картинки и плакаты.
Для успешного развития иноязычной компетенции учителю необходимо использовать все разнообразие методов, форм, приемов, средств и технологий обучения.