СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, применяемые на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, применяемые на уроках биологии»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства,

применяемые на уроках биологии



Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее обучать школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

При проведении урока, я использую активные методы обучения, так как современным детям необходимо чувствовать себя значимыми, в них необходимо развивать умения самостоятельно находить и использовать необходимую информацию. Нужно вовлекать в процессе урока их внимание, память, чувства, воображение.

В рамках ФГОС я использую: метод проектов, проблемный подход,

эвристический метод, исследовательский метод.

Выбор метода зависит от многих условий:

-цели обучения;

-уровня подготовленности учащихся;

-возраста учащихся;

-времени, отведенного на изучение материала;

- материально-технического оснащения школы.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приёмов, которые помогают

наиболее эффективно реализовать метод на практике.


Формы организации учебной деятельности:

1)Фронтальная форма – работа учителя сразу со всеми учащимися, в едином темпе и с общими задачами. Эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников.

2)Индивидуальная форма - самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности

3)Групповая форма учебной деятельности - создание небольших по составу групп в пределах одного класса.

- Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. У учащихся исчезает страх ошибки перед учителем.

- Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. При такой организации обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи.

- Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задачи дифференцируются по уровню сложности или по их количеству


- Индивидуально-групповая форма - распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.

  Работа в группах на уроках биологии

   У меня на уроках ребята очень любят групповую работу. Пример одного из уроков, проведенного в 8-х классах по теме «Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»:

  1. На перемене, перед началом урока, мы с ребятами соединяем столы попарно (для 3х групп), вокруг - по 6 стульев, остальные столы и стулья располагаются по стене, на них – необходимые подручные материалы для урока (бинты, косынки, булавки, доска, шина, палка, средства для обработки ран (например, перекись водорода или др.), имитация пакета со льдом, полотенца, небольшое покрывало, дополнительная литература, рентгеновские снимки переломов, вывихов (можно заменить распечатанными листами).

  2. В начале урока я ребятам объявляю тему урока, его цель и ставлю задачи, которые необходимо выполнить в течении урока. Каждая группа получает лист для проверки знаний по теме «Строение скелета» и карточку с заданиями для изучения новой темы:

  1. На этапе выполнения тестового задания тетрадями и учебниками пользоваться запрещаю, но обсуждать вопросы в группе разрешаю. После выполнения проверочные листы собираю.

  2. В карточке с заданиями для изучения новой темы для каждой группы указываю наименование травмы (растяжение, вывих, перелом) и алгоритм изучения материала (причины, внутренние нарушения, симптомы и способы оказания первой помощи). Даю время для изучения теоретического материала, ребята между собой распределяют изучаемые вопросы, пользуются учебниками, дополнительной литературой, изучают рентгеновские снимки.

  3. Затем при помощи предложенных материалов и подручных средств ребята отрабатывают навыки оказания первой помощи «пострадавшему», я их в этом процессе направляю, где необходимо, подсказываю.

  4. Защита групповой работы перед классом. Обычно для выступления выходят 2-3 человека. В конце выступления всегда прошу ребят задать по 1 вопросу другим группам по своему материалу.

  5. Оценивание работы группы производится с учетом выполненного теста, подготовки выступления по новой теме, практического выполнения задания и ответов на вопросы от выступающих.

  6. В конце урока кратко обобщаем и выставляем оценки.


В результате групповой работы ребята развивают навыки общения, более качественно усваивают новый материал, не боятся ошибиться. Но такую форму применить не всегда возможно, т.к. есть темы, с которыми ребятам самостоятельно разобраться сложно. Тем не менее, эта форма деятельности важна, т.к. позволяет развивать самостоятельность, творческие способности и коммуникабельность.