Методы, формы организации деятельности учащихся,
средства на уроках физической культуры
В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.
Объяснение. При ходьбе и беге в начале урока, на разминке объясняю значение выполняемых упражнений. Объясняю, что в раннем возрасте выполнение упражнений с отягощениями даже опасны и могут замедлить рост, а вис на перекладине, наоборот, способствует увеличению роста. Объясняю детям, почему нельзя останавливаться сразу после бега, а надо постепенно снижать нагрузку, сравнивая образно, какова нагрузка на сердце, с экстренной остановкой поезда, когда используют по необходимости «стоп-кран», а мы слышим скрежет колёс.
Беседа. В диалоге с детьми выясняю, кто уже умеет закаляться, каким образом; пополняю детский опыт новыми способами профилактики простуды. Например: массаж биологически активных точек на теле.
Проблемно-поисковый метод обучения. Он активизирует запоминание изучаемого материала. Например, обсуждая варианты падения и вопрос безопасности в прыжках в длину с места, спрашиваю: «Как нужно безопасно приземлиться и почему?» и др.
Практические методы обучения. Двигательный опыт детей обогащается разнообразными упражнениями. Например: старт из различных исходных положений, упражнения в парах, с различным мелким и нестандартным инвентарём и т.д.
Наглядные методы обучения. При работе в группах (круговые тренировки, прохождение полосы препятствий) использую карточки с изображениями данных упражнений.
Метод наблюдения. Известно, что дети в процессе любых занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивая себя с другими, отмечая «плюсы» и «минусы» поведения и характера, при этом ребёнок начинает осознавать и познавать себя. Например: групповое оценивание проводящего ученика качества, проведённой им разминки на уроке.
Методы самостоятельной работы. На уроке закрепления изученного провожу круговую тренировку. Но в её организации участвуют дети. Видя, какой инвентарь находится в спортзале, имея опыт в выполнении упражнений по текущей теме, дети сами предлагают комплекс упражнений.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определённые затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Например: сильные ученики - отжимаются в упоре лёжа от пола, слабые - в упоре от скамьи. Ситуации успеха организую и путём поощрения промежуточных действий школьников, то есть путём специального подбадривания их на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Убеждаю детей благожелательно указывать на чужие ошибки, помогать «споткнувшемуся», не ругать растерявшегося во время эстафеты. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни.
Метод самоконтроля, соревновательный, игровой, методы строго регламентированного упражнения и др.
Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала;
Особого внимания требует дозирование нагрузки на занятиях, поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования
Формы обучения: В процессе работы я стараюсь осуществить оптимальный отбор форм, методов и средств обучения и воспитания, с учетом личных особенностей учащихся. Для решения учебно-воспитательных задач применяю формы организации деятельности учащихся:
фронтальную (задействованы одновременно все учащиеся, цель для всех общая, работают по принципу «каждый за себя», рассчитана на «среднего» учащегося);
парную (работа парами, например, «сильный учащийся – слабый учащийся», «двое равных по УФП учащихся» и т.п.);
коллективную (бригада, звено команды, цель общая только для членов коллектива, задачи в коллективе могут быть разные, отношения взаимоответственности и взаимозависимости, контроль членами коллектива);
индивидуальную (учебная цель для всех общая, но работают самостоятельно, в индивидуальном темпе
Средства обучения: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы