«Методы и формы и работы на уроках истории и
обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода»
Вещева Е.И, учитель истории и обществознания
МАОУ «Посольская СОШ».
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового федерального государственного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Учебная программа по истории в рамках ФГОС с каждым годом приобретает всё новые особенности. Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока наиболее применим в профильных классах, где учащиеся имеют четкие цели глубоко изучать предмет и учитель имеет возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Лекционный вид занятий в России существует около 300 лет, тем не менее, отношение педагогов к нему неоднозначно. Некоторые из них считают, что это незаменимый способ преподавания, другие выступают за отказ от них, считая, что ученик должен сам искать информацию и может получать знания из книг.
Лекции имеют десятки названий: лекция-рассказ, лекция-беседа, повествовательная лекция, информационно-диалогическая лекция, проблемная, предметная, тематическая, обзорная, установочная и т.д. Существует много определений термина «лекция». В педагогическом словаре дается такое определение этому понятию: «метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области»; «продолжительное устное изложение (45 - 50 мин.) учебного материала в сочетании с приемами познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и др.)».1
На рубеже ХХ – ХХI вв. потребность в лекциях заметно актуализировалась. Это обусловлено, прежде всего, двумя причинами: во-первых, лекция уже доказала свою жизненность и заняла достойное место как один из видов учебной деятельности;во-вторых, в условиях плюрализма, вариативности, альтернативности в оценке исторических событий и процессов без лекции в школе не обойтись.
Интерактивный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий системно - деятельностного метода обучения.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:
Остановлюсь на некоторых из них.
1. Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке можно использовать:
- фильм
- девиз, эпиграф
- притча
- проблемный вопрос
Например: урок обществознания в 11 классе по теме «Государство в политической деятельности»
В начале урока предлагаю учащимся прослушать несколько высказываний, относящиеся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание, не произношу слово «государство», а заменяет его на слово «это».
1. Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
2. Бенедикт Спиноза справедливо заметил: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу».
Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.
2. На этапе целеполагания, актуализации:
Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,
Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Лови ошибку»
3. На этапе практической деятельности учащихся использую
1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Прежде всего хотела бы заметить, что результативность педагогической деятельности во многом зависит не от количества используемых методов и приемов, а от их правильного выбора и уместного, адекватного применения в педагогическом процессе. Мой выбор приемов и методов работы в основном исходит из возникающей педагогической проблемы и поиска путей её решения.
Например, работая в 5-6-х классах несколько лет назад, я столкнулась с проблемой «свободных рук» учащихся. (Объяснить). Я решила ситуацию использовать. Разрешила учащимся рисовать в тетради непосредственно на уроке и даже ставлю оценки, но только в том случае, если рисунок соответствует теме урока.
Также использую предметное рисование, например, при изучении темы «Нравственные основы жизни». Давайте попробуем вместе и посмотрим, что из этого может получиться. (работаем с рисунками и слайдом презентации).
Прием рисования позволяет лучше понять другой метод: метод кубирования. Этот метод позволяет увидеть и понять многогранность, а порой и противоречивость жизни человека и общества. Он позволяет находить множество признаков, характерных черт, особенностей событий и явлений (ребятам иногда требуется не куб, а многогранник), помогает вычислить недостающие звенья. С его помощью можно рассматривать явления, события с различных сторон, позиций, выделяя при этом «светлых» и «темных» сторон, положительные и отрицательные признаки и последствия. Например, изучение в старших классах феномен человека. Человек может быть представлен как результат эволюции животных видов, как уникальное в природе разумное существо, обладающее сознанием, как субъект экономической, политической, социальной и духовной сфер общества, как носитель ценной информации, как самая страшная угроза для природы. Этот приём можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания.
Освоение приема кубирования является залогом успешного применения метода кейса. Кейс – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Пакет кейса включает в себя:
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
исследовательский кейс (результаты анализа ситуации представляются в форме изложения);
тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Метод кейса удобно использовать при изучении крупных событий, явлений общественной жизни, например, для составления портрета эпохи (как не вспомнить новое задание ЕГЭ по истории в 11 классе). Причем можно использовать как самостоятельное задание для старшеклассников, так и уже готовые кейсы при изучении нового материала в среднем звене.
Еще одна проблема, с которой часто встречаюсь – это низкая техника чтения пятиклассников и слабые навыки работы с учебным текстом. Помочь справиться с проблемой помогают приемы инсерта, лингвистического анализа, шифрования, синквейна и кластера.
Прием шифрования очень удобен для развития навыков быстрого письма. Учитель может использовать свою систему шифрования наиболее часто употребляемых терминов, а также предложить учащимся создать свою собственную. Может быть использована буквенная система шифрования, а также использование математических значков, символов. Например:
ПС – производительные силы
ПО – производственные отношения
ПТ – производительность труда
К – капитал
Т – товар
Д – деньги
Прием лингвистического анализа в основном используется при изучении терминологии. Мне необходимо, чтобы ученики не зазубривали очередное новое определение, а понимали его смысл, происхождение, умели его правильно использовать в различных вариациях устной речи.
Например, при изучении темы «Религия», важно, чтобы ученики старших классов понимали разницу в употреблении таких слов, как «храм», «церковь», «церковный собор»
Создание словаря.
(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.
2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.
3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ.
Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование у школьников умения понимать и связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.
а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова.
б) Тест – дописать предложение. Полюдье – это …
в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.
г) Тест – найдите соответствие.
д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например, федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.
4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.
а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.
б) Игра-домино. Составляются карточки, учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.
в) Аукцион знаний (лучше использовать в классе примерно с одним уровнем развития). Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.
г) Историческое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.
д) Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Игровые формы обучения – это, как правило, всегда высокая активность учащихся:
Игра «Слова», «Почта» - кармашки по темам.
Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.
Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.
Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.
Объяснить смысл понятий.
Игра «Что лишнее?»
Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.
Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.
2.Определить, какое слово в группе лишнее.
Арьлом. Оравп. Дьолжоме. Икатэ.
Мораль. Право. Молодежь. Этика.
Игра «Контраргумент»
Называется понятие и учащийся начинает его описывать, задача остальных - привести доказательства того, что при данном описании можно представить другое понятие, до тех пор, пока контраргументов больше не будет.
Политическая партия и политическое движение:
Партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; Политическое движение – организация, представляющая солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели
В педагогике существует более 1ОО названий методов обучения, Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося. В этом случае различаются следующие общие методы обучения истории:
I) монологический (метод монологического изложения),
2) показательный (методы наглядности),
3) диалогический (метод диалогического изложения),
4) эвристический (метод эвристической беседы),
5) исследовательский (метод исследовательских заданий),
6) программированный (метод программных заданий).
В системе методов кроме общих методов следует различать и подсистемы конкретных методов преподавания и учения. Методы преподавания, т.е. деятельности учителя следующие:
I) информационно-сообщающий,
2) объяснительно-иллюстративный,
З) стимулирующий,
4) побуждающий,
5) инструктивный.
Методы учения, т.е. деятельности учащихся:
а) исполнительский,
б) репродуктивный,
в) частично-поисковый,
г)творчески-поисковый,
д) практический.
2. Методы обучения не изобретаются и не предлагаются, а выводятся на основе дидактики, сущности образования и способов его осуществления. Выбор метода обучения (а вместе с тем и форм его реализации), как правило, осуществляется в ходе подготовки к уроку. Он зависит от:
а) теоретического замысла,
б) дидактической цели,
в) уровня обученности учащихся,
г) уровня подготовки самого учителя.
С точки зрения научной классификации более последовательной представляется классификация методов сформулированная П.В.Горой:
а) методы наглядного обучения,
б) методы словесного обучения,
в) практический метод обучения.
4. В.Г.Карцов различает такие методы устного сообщения знаний:
1) повествовательно-описательный рассказ;
2) разъяснение;
3)беседа;
4) конспективное изложение
Прием «Историческая рыбалка»
Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.
Можно использовать старый глобус, который будет моделью мирового океана. В нем пропиливается широкое отверстие, над которым вдевается обыкновенная ручка от ведра. Из плотного разноцветного картона вырезаются контуры рыбок, на которых с одной стороны написаны термины или даты, исторические понятия. Рыбки складываются в глобус, перемешиваются и учащиеся по очереди «ловят» рыбок, отвечая на вопросы.
Прием «Древо знаний»
Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).
На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.
Прием «В историческом лесу»
Используется при закреплении знания исторических дат. На магнитной доске прикреплены сделанные из картона грибы, на обратной стороне которых написаны даты. У каждого ученика на парте символическая корзинка (рисунок с прорезями, в которые вставлены скрепки).
Оценку получает тот, кто больше «собрал» грибов.
Игра «Ладошки»
Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.
На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.
Пример на уроке обобщения в 5 классе по теме «Западная Азия в век железа»:
Показывал (а) на карте местоположение древнейших государств.
Описывал (а) условия существования и занятия людей в древности.
Объяснял (а) значение понятий и терминов.
Объяснял (а) назначение памятников древней культуры, архитектурных сооружений.
Называл (а) характерные черты железного века.
Игра « Мнемотехника»
Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.
Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).
Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».
Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории и обществознания:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Литература
1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. –№ 1.
2. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
3. Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования [Текст] / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. № 6
4. Крутова И.В., Разбегаева Л.П., Пазин Р.В. «Системно - деятельностный подход: методический аспект (на примере изучения истории)»// Преподавание истории в школе. 2015.- №6
5. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения [Текст] / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
6. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.