Методы и формы построения и обоснования теоретического знания
К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие : методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др.
К формам относятся гипотеза, теория и т.д.
Гипотетико – дедуктивный метод
Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся:
а) либо на предшествующем знании;
б)либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно
Основными условиями применимости гипотезы являются:
1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям;
2) абсолютная проверяемость гипотезы;
3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений;
4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).
Теория существует в форме системы логически связных положений , отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий.
в) Методы и формы предпосылочного (неявного) знания.
Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре,
но и в знании в целом. Именно они
определяют стратегию научного поиска
и оценку его результатов, отражаясь
на уровне неявного знания. Уже в
античной философии диалоги Платона
отразили эту проблему, а в философии
И.Канта в обоснованной форме она
была зафиксирована в виде
априорных (доопытных) форм знания.
Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение.
Рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и основания знания . Это выявление осуществляется через сравнение, экспликацию и анализ . Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию , т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания.
Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания , то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.
К формам неявного знания относятся:
+ мифология;
+ религия;
+ идеологические;
+ общенаучные и философские принципы;
+ здравый смысл;
+ стиль мышления;
+ научная картина мира.
Таким образом , рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют определить скрытые предпосылки, основания знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда ученый начинает мыслить категориями всеобщности. А это возможно при одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и методом, сознательно применяет её на практике.