СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы построения и обоснования теоретического знания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие: методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др.

 

К формам относятся гипотеза, теория и т.д.

 

Гипотетико – дедуктивный метод

 

Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся:

 

а) либо на предшествующем знании;

б)либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно

 

Основными условиями применимости гипотезы являются:

1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям;

2) абсолютная проверяемость гипотезы;

3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений;

4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).

 

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы построения и обоснования теоретического знания»

Методы и формы построения и обоснования теоретического знания

Методы и формы построения и обоснования теоретического знания

К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие : методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др. К формам относятся гипотеза, теория и т.д. Гипотетико – дедуктивный метод  Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся:  а) либо на предшествующем знании; б)либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно Основными условиями применимости гипотезы являются: 1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям; 2) абсолютная проверяемость гипотезы; 3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений; 4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).

К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие : методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др.

К формам относятся гипотеза, теория и т.д.

Гипотетико – дедуктивный метод

Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся:

а) либо на предшествующем знании;

б)либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно

Основными условиями применимости гипотезы являются:

1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям;

2) абсолютная проверяемость гипотезы;

3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений;

4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).

Теория существует в форме системы логически связных положений , отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий.  в) Методы и формы предпосылочного (неявного) знания. Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре, но и в знании в целом. Именно они  определяют стратегию научного поиска  и оценку его результатов, отражаясь на уровне неявного знания. Уже в античной философии диалоги Платона отразили эту проблему, а в философии И.Канта в обоснованной форме она была зафиксирована в виде априорных (доопытных) форм знания.

Теория существует в форме системы логически связных положений , отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий.

в) Методы и формы предпосылочного (неявного) знания.

Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре,

но и в знании в целом. Именно они

определяют стратегию научного поиска

и оценку его результатов, отражаясь

на уровне неявного знания. Уже в

античной философии диалоги Платона

отразили эту проблему, а в философии

И.Канта в обоснованной форме она

была зафиксирована в виде

априорных (доопытных) форм знания.

Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение.  Рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и основания знания . Это выявление осуществляется через сравнение, экспликацию и анализ . Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию , т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания. Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания , то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.

Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение.

Рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и основания знания . Это выявление осуществляется через сравнение, экспликацию и анализ . Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию , т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания.

Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания , то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.

К формам неявного знания относятся: + мифология; + религия; + идеологические; + общенаучные и философские принципы; + здравый смысл; + стиль мышления; + научная картина мира. Таким образом , рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют определить скрытые предпосылки, основания знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда ученый начинает мыслить категориями всеобщности. А это возможно при одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и методом, сознательно применяет её на практике.

К формам неявного знания относятся:

+ мифология;

+ религия;

+ идеологические;

+ общенаучные и философские принципы;

+ здравый смысл;

+ стиль мышления;

+ научная картина мира.

Таким образом , рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют определить скрытые предпосылки, основания знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда ученый начинает мыслить категориями всеобщности. А это возможно при одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и методом, сознательно применяет её на практике.