СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы профилактики эмоционального выгорания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полностью исключить в работе персонала профессиональный стресс  и профессиональное выгорание  в современных условиях невозможно. Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. В каждой компании должна быть разработана  и реализована программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы профилактики эмоционального выгорания»

              Методы и формы профилактики эмоционального выгорания  Практическая часть   Подготовил: педагог-психолог М.А. Кригер

Методы и формы профилактики эмоционального выгорания Практическая часть

Подготовил: педагог-психолог

М.А. Кригер

Полностью исключить в работе персонала профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. В каждой компании должна быть разработана и реализована программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников
  • Полностью исключить в работе персонала профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно.
  • Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.
  • В каждой компании должна быть разработана и реализована программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников
Это можно сделать, если предложить пятиуровневую модель функционирования психики взрослого и работающего человека. Самый верхний уровень –это духовность. Это ценности человека, его понимание смысла жизни и работы, отношение к миру, людям, самому себе.
  • Это можно сделать, если предложить пятиуровневую модель функционирования психики взрослого и работающего человека.
  • Самый верхний уровень –это духовность. Это ценности человека, его понимание смысла жизни и работы, отношение к миру, людям, самому себе.
Второй уровень составляют рациональность и мыслительная деятельность: размышления, умозаключения, рефлексия, анализ, выводы
  • Второй уровень составляют рациональность и мыслительная деятельность: размышления, умозаключения, рефлексия, анализ, выводы
Третий уровень –это эмоциональная сфера, чувства, переживания и эмоции.
  • Третий уровень –это эмоциональная сфера, чувства, переживания и эмоции.
Четвертый уровень составляет бессознательное
  • Четвертый уровень составляет бессознательное
Пятый уровень-это психофизиология или состояние физического здоровья
  • Пятый уровень-это психофизиология или состояние физического здоровья
ПЯТИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ Духовность Рациональность Эмоции Бессознательное Психофизиология

ПЯТИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ

Духовность

Рациональность

Эмоции

Бессознательное

Психофизиология

Для поддержания функционирования первого уровня психической модели рекомендуются упражнения из области экзистенциальной и рациональной терапии. Для взрослого человека проблема ценностей и смысла жизни является чрезвычайно актуальной. Желательно, чтобы в своём обычном существовании взрослый человек периодически задавал себе следующие вопросы: Ради чего сегодня утром я встал с постели? Ради чего я живу? В чем заключается смысл моей жизни? Кто Я? Кем я хотел быть? Кем я стал? Зачем я работаю? В чем заключается смысл моей работы – для компании, для сотрудников, для меня самого? Любимым ли делом я занимаюсь?
  • Для поддержания функционирования первого уровня психической модели рекомендуются упражнения из области экзистенциальной и рациональной терапии.
  • Для взрослого человека проблема ценностей и смысла жизни является чрезвычайно актуальной.
  • Желательно, чтобы в своём обычном существовании взрослый человек периодически задавал себе следующие вопросы:
  • Ради чего сегодня утром я встал с постели?
  • Ради чего я живу?
  • В чем заключается смысл моей жизни?
  • Кто Я?
  • Кем я хотел быть?
  • Кем я стал?
  • Зачем я работаю?
  • В чем заключается смысл моей работы – для компании, для сотрудников, для меня самого?
  • Любимым ли делом я занимаюсь?
Упражнение «Кто Я?» Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь. 1.Я… 2.Я… 3.Я… 4. Я…

Упражнение «Кто Я?»

Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь.

1.Я…

2.Я…

3.Я…

4. Я…

Посмотрите, как и кем вы себя представляете На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»? Что вам мешало?  Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения
  • Посмотрите, как и кем вы себя представляете
  • На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»?
  • Что вам мешало?
  • Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения
Нерешённый вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают человека внутреннего духовного стержня, на который нанизываются все другие жизненные смыслы. Если человек живёт без осознания смысла своего своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчёмности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Т.е. он становится уязвим к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.
  • Нерешённый вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают человека внутреннего духовного стержня, на который нанизываются все другие жизненные смыслы.
  • Если человек живёт без осознания смысла своего своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчёмности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Т.е. он становится уязвим к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.
Психотерапевт В. Франкл, ученик З. Фрейда и М. Адлера, который в 1942г. попал в концентрационный лагерь и провел там три года свои переживания в этот период описал в статье «Психолог в концентрационном лагере».  В Франкл считал, что в судьбе каждого человека, кроме его личных, сугубо индивидуальных смыслов, присутствует также сверхсмысл, не зависящий от его воли и сознания и данный ему свыше.
  • Психотерапевт В. Франкл, ученик З. Фрейда и М. Адлера, который в 1942г. попал в концентрационный лагерь и провел там три года свои переживания в этот период описал в статье «Психолог в концентрационном лагере».
  • В Франкл считал, что в судьбе каждого человека, кроме его личных, сугубо индивидуальных смыслов, присутствует также сверхсмысл, не зависящий от его воли и сознания и данный ему свыше.
Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создаёт внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всём заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования.  Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.
  • Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создаёт внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всём заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования.
  • Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.
Определяя смысл своей жизни, человек может испытать внутреннее противоречие между те что ему хочется, и тем, что он должен делать. Упражнение «Добрый волшебник» поможет поразмышлять на эту тему и сделать для себя важные выводы
  • Определяя смысл своей жизни, человек может испытать внутреннее противоречие между те что ему хочется, и тем, что он должен делать.
  • Упражнение «Добрый волшебник» поможет поразмышлять на эту тему и сделать для себя важные выводы
Упражнение  «Добрый волшебник» Представьте, что добрый волшебник может выполнить любое ваше желание. Если бы он пообещал перевоплотить вас на время в какое-нибудь животное, то какое животное вы бы выбрали? Почему вы выбрали именно это животное? Если бы добрый волшебник мог выполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали? Перечислите свои желания на листке бумаги. Если бы добрый волшебник на время мог наделить вас экстрасенсорными способностями читать мысли другого человека, то мысли кого вам захотелось «считать» в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?  Если бы он пообещал вас переместить в другое время и другую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

Упражнение «Добрый волшебник»

Представьте, что добрый волшебник может выполнить любое ваше желание.

  • Если бы он пообещал перевоплотить вас на время в какое-нибудь животное, то какое животное вы бы выбрали? Почему вы выбрали именно это животное?
  • Если бы добрый волшебник мог выполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали? Перечислите свои желания на листке бумаги.
  • Если бы добрый волшебник на время мог наделить вас экстрасенсорными способностями читать мысли другого человека, то мысли кого вам захотелось «считать» в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?
  • Если бы он пообещал вас переместить в другое время и другую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?
Упражнение  «Продумайте свои жизненные планы» Составьте план своей жизни на предстоящий год. Ответьте на ниже приведённый ряд вопросов. Каковы ваши три самые главные цели в этом году? Что вы можете делать, чтобы достичь этих целей? Что вы уже делаете, чтобы реализовать эти цели? Какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь и работа после достижения этих целей? Как вы себя будете чувствовать после достижения этих целей? Кто будет рядом с вами после того, как вы достигнете своих целей?

Упражнение «Продумайте свои жизненные планы»

  • Составьте план своей жизни на предстоящий год. Ответьте на ниже приведённый ряд вопросов.
  • Каковы ваши три самые главные цели в этом году?
  • Что вы можете делать, чтобы достичь этих целей?
  • Что вы уже делаете, чтобы реализовать эти цели?
  • Какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь и работа после достижения этих целей?
  • Как вы себя будете чувствовать после достижения этих целей?
  • Кто будет рядом с вами после того, как вы достигнете своих целей?
ПРАВИЛА  ЗАБОТЫ О СЕБЕ

ПРАВИЛА ЗАБОТЫ О СЕБЕ

  • Газета «Комсомольская правда» написала об интересном открытии, сделанном американскими нейробиологами.
  • «10-летние исследования специалистов, которыми руководил профессор психологии, директор лаборатории нейробиологии эмоций Университета города Мэдисон показали, что счастье находится в левом полушарии мозга. Такие замечательные свойства, как умение радоваться жизни, оптимизм, бодрость и надежда хранятся в левом полушарии мозга.
  • В правом же содержаться грусть, разочарования и сожаления. Поэтому у всех пессимистов и скептиков доминирует правое полушарие, а у оптимистов левое. И для ученых это открытие было неожиданным.
  • Ведь в последние 50 лет психологи самых разных направлений сосредоточили все свое внимание на угнетённых состояниях сознания: депрессиях, фобиях, унынии. Но вдруг столкнулись с необычной проблемой: пациент, которого по всем статьям излечили от депрессии, по прежнему не был в состоянии ощутить радость жизни, потому что не умел этого делать. И чтобы узнать причины, по которым люди способны ощущать удовлетворённость жизнью, в последнее время внимание исследователей многих стран направленно именно на счастливых людей.
Почему на одни и те же ситуации люди реагируют по –разному? Один человек не ломается под ударами судьбы, в то время как другой из-за какой-нибудь ерунды готов впасть в депрессию. Оказалась, что вопреки природе можно воспитать в себе оптимиста. Это подтверждают опыты, которые проводились на несчастных добровольцах (активность зоны удовольствия мозга которых была недостаточной)
  • Почему на одни и те же ситуации люди реагируют по –разному? Один человек не ломается под ударами судьбы, в то время как другой из-за какой-нибудь ерунды готов впасть в депрессию. Оказалась, что вопреки природе можно воспитать в себе оптимиста.
  • Это подтверждают опыты, которые проводились на несчастных добровольцах (активность зоны удовольствия мозга которых была недостаточной)
В течение месяца добровольцев попросили выполнять задания, стимулирующие ощущение счастья. Для этого они: Каждый день делились с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью; Делали физические упражнения по 20 минут в день; По 2 минуты в день улыбались себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья»; По 10 минут в день проводили аутотренинг полной релаксации На третьей неделе они каждый день по 30 минут занимались любимым делом На четвертой неделе каждый вечер ходили на танцы
  • В течение месяца добровольцев попросили выполнять задания, стимулирующие ощущение счастья. Для этого они:
  • Каждый день делились с кем-нибудь из своего окружения приятной новостью;
  • Делали физические упражнения по 20 минут в день;
  • По 2 минуты в день улыбались себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья»;
  • По 10 минут в день проводили аутотренинг полной релаксации
  • На третьей неделе они каждый день по 30 минут занимались любимым делом
  • На четвертой неделе каждый вечер ходили на танцы
В итоге после повторного сканирования мозга добровольцев, оказалось, что характер мозговой активности поразительно изменился: кривая функции счастья резко поползла вверх. Таким образом, тренируя свой мозг, даже обречённому неудачнику можно превратиться в счастливого человека.
  • В итоге после повторного сканирования мозга добровольцев, оказалось, что характер мозговой активности поразительно изменился: кривая функции счастья резко поползла вверх.
  • Таким образом, тренируя свой мозг, даже обречённому неудачнику можно превратиться в счастливого человека.
1.БЫТЬ В СЕБЕ ИЛИ БЫТЬ В ТЕЛЕ Когда мы чувствуем себя, своё тело, его границы, то спокойнее реагируем на происходящее вокруг. Становимся более устойчивыми.

1.БЫТЬ В СЕБЕ ИЛИ БЫТЬ В ТЕЛЕ

  • Когда мы чувствуем себя, своё тело, его границы, то спокойнее реагируем на происходящее вокруг. Становимся более устойчивыми.
Техника «Опора» Цель: снижение напряжения, повышение уверенности в своих силах Делаем глубокий вдох- считаем до 10-медленно выдыхаем. Повторяем 4-5 раз. В процессе дыхания обращаем внимание на свои стопы- это наша опора и то, что даёт нам устойчивость, позволяет крепко стоять на земле.

Техника «Опора»

Цель: снижение напряжения, повышение уверенности в своих силах

Делаем глубокий вдох- считаем до 10-медленно выдыхаем. Повторяем 4-5 раз.

В процессе дыхания обращаем внимание на свои стопы- это наша опора и то, что даёт нам устойчивость, позволяет крепко стоять на земле.

2.Эмоциональная река Эмоции играют в нашей жизни важную сигнальную роль. Эмоции показывают нам наши уязвимые места и тогда мы злимся, раздражаемся, боимся. Эмоции показывают нам приятные моменты и тогда мы радуемся, интересуемся, успокаиваемся. Уловить сигналы в течении дня мы не всегда можем. А если не можем понять сигналы, то как можем ими управлять?

2.Эмоциональная река

  • Эмоции играют в нашей жизни важную сигнальную роль.
  • Эмоции показывают нам наши уязвимые места и тогда мы злимся, раздражаемся, боимся.
  • Эмоции показывают нам приятные моменты и тогда мы радуемся, интересуемся, успокаиваемся.
  • Уловить сигналы в течении дня мы не всегда можем. А если не можем понять сигналы, то как можем ими управлять?
Техника «Три вопроса» Цель: саморегуляция эмоционального состояния, раскрытие зоны роста Что происходит здесь и сейчас? Зачем я собираюсь сейчас это сделать?  Что даст действие, которое я собираюсь сейчас совершить?

Техника «Три вопроса»

Цель: саморегуляция эмоционального состояния, раскрытие зоны роста

  • Что происходит здесь и сейчас?
  • Зачем я собираюсь сейчас это сделать?
  • Что даст действие, которое я собираюсь сейчас совершить?
3. Я молодец! Признание своих «маленьких побед» позволит иначе относиться к себе, другим, своей работе.  Сколько раз вы сегодня себя похвалили и за что?

3. Я молодец!

  • Признание своих «маленьких побед» позволит иначе относиться к себе, другим, своей работе.
  • Сколько раз вы сегодня себя похвалили и за что?
4. Сундук ресурса Каждый день нас что-то наполняет. Только не всегда мы можем обращать на это внимание. Например, прогулка по улице, красивая картинка, мелодия, чай в тишине. Именно такие нюансы влияют на настроение, помогают восполнить силы, не дают выгореть

4. Сундук ресурса

  • Каждый день нас что-то наполняет.
  • Только не всегда мы можем обращать на это внимание. Например, прогулка по улице, красивая картинка, мелодия, чай в тишине. Именно такие нюансы влияют на настроение, помогают восполнить силы, не дают выгореть
Техника «Что меня радует» В течение дня замечать, что вас радует, на чём останавливается внимание.  В течении месяца у вас может накопиться от 50 способов такого наполнения. А чем больше способов, тем нам легче и быстрее восстановиться.

Техника «Что меня радует»

В течение дня замечать, что вас радует, на чём останавливается внимание.

В течении месяца у вас может накопиться от 50 способов такого наполнения. А чем больше способов, тем нам легче и быстрее восстановиться.

                 Что вас сегодня подзарядило?

Что вас сегодня подзарядило?

         Какие у вас есть способы заботы о себе?   Выписать каждый способ на отдельный листочек и поместить все листочки на ватман

Какие у вас есть способы заботы о себе?

Выписать каждый способ на отдельный листочек и поместить все листочки на ватман

Для того, чтобы быть счастливым, необходимы всего две вещи: заниматься любимым делом и помогать людям (Плачидо Доминго)

Для того, чтобы быть счастливым, необходимы всего две вещи: заниматься любимым делом и помогать людям

(Плачидо Доминго)

Рекомендуемая литература Веденеева Варя «52 недели для наблюдения за собой» Сигитова Екатерина «Рецепт счастья» Суним Гемин «Любовь к несовершенству» Настольная книга воспитателя. Новосибирск, 2020 Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб, Речь, 2012. Управление персоналом: российский опыт. Н. Самоукина. – СПб., Питер, 2003

Рекомендуемая литература

  • Веденеева Варя «52 недели для наблюдения за собой»
  • Сигитова Екатерина «Рецепт счастья»
  • Суним Гемин «Любовь к несовершенству»
  • Настольная книга воспитателя. Новосибирск, 2020
  • Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб, Речь, 2012.
  • Управление персоналом: российский опыт. Н. Самоукина. – СПб., Питер, 2003
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!