СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Основная идея
образовательной и воспитательной политики
«От успеха в школе – к успеху в жизни!»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей
- лекции
- семинары
- индивидуальные консультации
- практикумы
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- родительские собрания
- совместные творческие дела
- помощь в укреплении материально-технической базы
3) участие родителей в управлении школой
- родительские комитеты
- совет школы
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы:
- анкетирование,
- беседа,
- наблюдение,
- тестирование.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
Традиционные
Нетрадиционные
● Родительские собрания
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Дни творчества детей и их родителей
● Открытые уроки и внеклассные мероприятия
● Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса
● Родительские тренинги
● Родительские конференции
● Дискуссии
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
Рекомендации по проведению родительских собраний :
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
- собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Индивидуальная консультация помогает выяснить важные сведения для профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- особенности характера;
- предпочтения в общении в семье;
- моральные ценности семьи;
- поведенческие реакции;
- мотивацию учения.
Примерная тематика консультаций для родителей
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления
трудностей в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и
пути ее преодоления.
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения . Грубость и непонимание в семье. Друзья детей – друзья или враги? Талантливый ребенок в семье.
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения .
- Грубость и непонимание в семье.
- Друзья детей – друзья или враги?
- Талантливый ребенок в семье.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ
Цель – ознакомление родителей с новыми
программами по предмету,
методикой преподавания,
требованиями учителя.
Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Примерные темы родительских конференций:
- вредные привычки,
- проблемы конфликтов отцов и детей и пути
выхода из них,
- сексуальное воспитание в семье,
- наркотики .
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
- Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
- День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
- Песни, которые пели и поют наши дети.
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Родительский тренинг – форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Тренинг проводится с группой из 12–15 человек психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют тренинговые задания:
- «воспоминания детства»,
- «любимая игрушка»,
- «детские гримасы»,
- «любимая фраза»,
- «детские игры».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.
На вопросы по педагогическим проблемам, выбранные родителями, отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Правила сотрудничества с родителями
- Всегда помните, что родитель и учитель делают одно дело – воспитывают ребенка.
- Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
- Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
- Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
Правила сотрудничества с родителями
- Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
- Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах, ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
- Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
- Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
- Если ребенок растет в безопасности, он учится
верить в людей.
- Если ребенка высмеивают, он становится
замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить
с чувством вины.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии,
он учится находить любовь в этом мире.
- Если ребенок растет в честности, он учится
быть справедливым.
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить
себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть
благородным.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится
понимать других.
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится
ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится быть
агрессивным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитательный процесс, несомненно, будет успешным , а сотрудничество с родителями – плодотворным , если девизом педагога станут слова
«Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».