СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы работы с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и формы работы с родителями

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы с родителями»

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  Основная идея образовательной и воспитательной политики  «От успеха в школе – к успеху в жизни!»

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Основная идея

образовательной и воспитательной политики 

«От успеха в школе – к успеху в жизни!»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Содержание работы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого-педагогических знаний родителей   лекции  семинары  индивидуальные консультации  практикумы 2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс  родительские собрания  совместные творческие дела  помощь в укреплении материально-технической базы 3) участие родителей в управлении школой  родительские комитеты  совет школы

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей

  • лекции
  • семинары
  • индивидуальные консультации
  • практикумы

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • родительские собрания
  • совместные творческие дела
  • помощь в укреплении материально-технической базы

3) участие родителей в управлении школой

  • родительские комитеты
  • совет школы
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Формы и методы  работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.  Методы работы:   анкетирование,  беседа,  наблюдение,  тестирование.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы:

  • анкетирование,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • тестирование.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ФОРМЫ  Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности. Традиционные Нетрадиционные ●  Родительские собрания ●  Индивидуальные консультации педагога ●  Посещения на дому  ●  Дни творчества детей и их родителей ●  Открытые уроки и внеклассные мероприятия ●  Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса ●  Родительские тренинги ●  Родительские конференции ●  Дискуссии ●  Круглые столы ●  Устные журналы ●  Практикумы ●  Родительские вечера ●  Родительские чтения ●  Родительские ринги

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

Традиционные

Нетрадиционные

●  Родительские собрания

●  Индивидуальные консультации педагога

●  Посещения на дому

●  Дни творчества детей и их родителей

●  Открытые уроки и внеклассные мероприятия

●  Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса

●  Родительские тренинги

●  Родительские конференции

●  Дискуссии

●  Круглые столы

●  Устные журналы

●  Практикумы

●  Родительские вечера

●  Родительские чтения

●  Родительские ринги

Рекомендации  по проведению родительских собраний :  родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;  тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;  собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;  собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Рекомендации по проведению родительских собраний :

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
  • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ   Индивидуальная консультация помогает выяснить важные сведения для профессиональной работы с ребенком:  особенности здоровья ребенка;  его увлечения, интересы;  особенности характера;  предпочтения в общении в семье;  моральные ценности семьи;  поведенческие реакции;  мотивацию учения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Индивидуальная консультация помогает выяснить важные сведения для профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • особенности характера;
  • предпочтения в общении в семье;
  • моральные ценности семьи;
  • поведенческие реакции;
  • мотивацию учения.
Примерная тематика  консультаций для родителей  Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?  Плохая память ребенка. Как ее развить?  Единственный ребенок в семье. Пути преодоления  Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?  Плохая память ребенка. Как ее развить?  Единственный ребенок в семье. Пути преодоления  трудностей в воспитании.  трудностей в воспитании.  Наказания детей. Какими им быть?  Тревожность детей. К чему она может привести?  Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и   Наказания детей. Какими им быть?  Тревожность детей. К чему она может привести?  Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и   пути ее преодоления.  пути ее преодоления.  Три поколения под одной крышей. Проблемы  общения .  Грубость и непонимание в семье.  Друзья детей – друзья или враги?  Талантливый ребенок в семье.  Три поколения под одной крышей. Проблемы  общения .  Грубость и непонимание в семье.  Друзья детей – друзья или враги?  Талантливый ребенок в семье.

Примерная тематика консультаций для родителей

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления
  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • Плохая память ребенка. Как ее развить?
  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления

трудностей в воспитании.

  • трудностей в воспитании.
  • Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и 
  • Наказания детей. Какими им быть?
  • Тревожность детей. К чему она может привести?
  • Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и 

пути ее преодоления.

  • пути ее преодоления.
  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения . Грубость и непонимание в семье. Друзья детей – друзья или враги? Талантливый ребенок в семье.
  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения .
  • Грубость и непонимание в семье.
  • Друзья детей – друзья или враги?
  • Талантливый ребенок в семье.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ  Цель  – ознакомление родителей с новыми  программами по предмету,  методикой преподавания,  требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Цель ознакомление родителей с новыми

программами по предмету,

методикой преподавания,

требованиями учителя.

Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ Примерные темы родительских конференций:  вредные привычки,  проблемы конфликтов отцов и детей и пути   выхода из них,  сексуальное воспитание в семье,  наркотики .

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Примерные темы родительских конференций:

  • вредные привычки,
  • проблемы конфликтов отцов и детей и пути

выхода из них,

  • сексуальное воспитание в семье,
  • наркотики .
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ  Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.  Особенностью  родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ  Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Примерные темы родительских вечеров  Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?  «Можно» и «нельзя» в нашей семье.  День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?  Песни, которые пели и поют наши дети.  Друзья моего ребенка.  Праздники нашей семьи.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров

  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  • Песни, которые пели и поют наши дети.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ  Родительский тренинг – форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.  Тренинг проводится с группой из 12–15 человек психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально детские впечатления.  С большим интересом родители выполняют тренинговые задания: «воспоминания детства», «любимая игрушка», «детские гримасы», «любимая фраза», «детские игры».

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Родительский тренинг – форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Тренинг проводится с группой из 12–15 человек психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют тренинговые задания:

  • «воспоминания детства»,
  • «любимая игрушка»,
  • «детские гримасы»,
  • «любимая фраза»,
  • «детские игры».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ  Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.  На вопросы по педагогическим проблемам, выбранные родителями, отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.  Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.

На вопросы по педагогическим проблемам, выбранные родителями, отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Правила сотрудничества с родителями  Всегда помните, что родитель и учитель делают одно дело – воспитывают ребенка.  Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.  Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.  Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.

Правила сотрудничества с родителями

  • Всегда помните, что родитель и учитель делают одно дело – воспитывают ребенка.
  • Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
  • Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
  • Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
Правила сотрудничества с родителями  Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.  Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах, ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.  Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.  Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Правила сотрудничества с родителями

  • Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
  • Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах, ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
  • Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
  • Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ  Если ребенок растет в безопасности, он учится  верить в людей.  Если ребенка высмеивают, он становится  замкнутым.  Если ребенок растет в упреках, он учится жить  с чувством вины.  Если ребенок живет в понимании и дружелюбии,  он учится находить любовь в этом мире.   Если ребенок растет в честности, он учится  быть справедливым.

ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится

верить в людей.

  • Если ребенка высмеивают, он становится

замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить

с чувством вины.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии,

он учится находить любовь в этом мире.

  • Если ребенок растет в честности, он учится

быть справедливым.

ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ  Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. себя.  Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. благородным.  Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. понимать других.  Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. ненавидеть.  Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. агрессивным.

ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить

себя.

  • себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть

благородным.

  • благородным.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится

понимать других.

  • понимать других.
  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится

ненавидеть.

  • ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть

агрессивным.

  • агрессивным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Воспитательный процесс, несомненно, будет успешным , а сотрудничество с родителями – плодотворным , если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательный процесс, несомненно, будет успешным , а сотрудничество с родителями – плодотворным , если девизом педагога станут слова

«Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».