«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ»
МКОУ Кремлевская СОШ
ЯНВАРЬ, 2022 Г
Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
- Читательскую
- Математическую
- Финансовую
- Естественнонаучную
- Критическое мышление
- Глобальные компетенции
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
На педагогическом совете
ШМО учителей-предметников,
МО классных руководителей
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность –
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в практике.
Финансовая грамотность –
это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими.
Естественнонаучная грамотность
- научить применять полученные знания на практике и использовать в повседневной жизни;
- формировать умения, объяснять явления, процессы;
- исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.
Ситуационные задачи
позволяют организовывать работу по изучению учебного материала, дополнительной информации и необходимых знаний.
Помогают узнавать новое и применять его на практике, в повседневной жизни.
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ
1. У хамелеона язык не липкий! Ученые считали, что хамелеон способен ловить насекомых языком потому, что его язык - липкий. Однако, исследовав хамелеона, они не обнаружили на его языке никаких липких веществ. Как же тогда хамелеон ловит свою добычу?
2 . Школьники, как правило, едят не раньше третьего урока, перебиваются фисташками, чипсами, сухариками и т.д. За перемену в 15-20 минут едят очень быстро, глотая крупные куски пищи. Какой вред таким питанием они наносят своему желудку?
Приём «Толстые и тонкие вопросы» - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Ромашка вопросов («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. — расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
алкоголь
Вредные пищевые добавки
Вредные привычки
курение
Неправильное питание
Причины сердечно-сосудистых
заболеваний ?
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
алкоголь
не занимаются спортом
Вредные пищевые добавки
Вредные привычки
Лишний вес
Повышенный холестерин
стресс
гиподинамия
курение
Неправильное питание
Причины сердечно-сосудистых
заболеваний ?
Критическое мышление - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).
Развивает:
- готовность к планированию;
- гибкость;
- настойчивость;
- готовность исправлять свои ошибки;
- осознание.
Функционально грамотный человек быстро и без стрессов адаптируется в окружающем мире
Не понравилось
Понравилось
РЕФЛЕКСИЯ «ДЕРЕВО УСПЕХА»
Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – высказывание, несущее определённый смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.