«Методы и приемы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)
Петренко Светлана Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ-ООШ № 20,
х. Сальский Кагальник
Мое учительское кредо: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский
Цель: рассмотрение и практическое использование современных методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию личности обучающихся, развитию творческих способностей, самостоятельному усвоению новых знаний на основе формирования умения учиться.
Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:
- - интегрированный урок;
- - урок-исследование;
- - урок-игра;
- - урок-праздник;
- - урок-путешествие;
- - урок-презентация;
- - урок-творческая мастерская;
- - олимпиады;
- - интеллектуальные игры;
- - проба пера;
- - интеллектуальный марафон учеников.
Методы обучения
- - активные;
- - интерактивные;
- - пассивные
Игровой метод на уроках русского языка и литературы
- Игры : «Давай подумаем»
- «Итоговый круг»
- «Дополни предложения»
-
Буриме
- Буриме - это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданные темы.
Примеры буриме:
- 1. ----------------- припекало, 2. ----------------- летала. 3. ----------------- означало? 4. ----------------- весна?
Сегодня солнце припекало, И даже бабочка летала. Что бы это означало? Будет скорая весна? ( Лютфиева Фарида, 6 класс)
1. ----------------------- тесто, 2. ----------------------- кресло. 3. ----------------------- творог, 4. ----------------------- пирог. Помещу я в печку тесто, Сяду в плюшевое кресло. Приготовлю я творог, Испеку родным пирог. (Лукьяненко Тахмина, 6 класс)
Лимерики – стихи – потешки в 4 строчки. Они напоминают небылицы и строятся по определенным правилам: aa (bb) a. Один паренек из Калинина а Назвал кота тихо по имени. а Какой в этом толк? (в) Понять он не мог, (в) Один паренек из Калинина. а
( Махмудова Дийана, 7 класс)
Работа с текстом Прочитайте строфу, «включив» свое воображение.
- Серебряные россыпи монет Мерцают в южном небе до рассвета, Но за горой рождается рассвет, Сгребает мелочь, чтобы спрятать где-то.
- ( Р. Гамзатов )
- -Какие картины вы мысленно видите, читая эти строки?
- - Какие средства художественной выразительности использованы в тексте?
- - С какой целью автор использует их в данном тексте?
Подбор эпитетов Прочитайте эпитеты к слову дорога. Какие из них можно использовать при описании впечатления, которое производит дорога на человека, или настроения, которое она вызывает . Извилистая, весёлая, волшебная, окольная, очаровательная, печальная, прямая, радостная, сказочная, скучная, широкая, унылая, накатанная, чудесная, чудная, раздольная
Словарь настроений при работе с художественным текстом
Развитие творческого воображения и мышления на уроках русского языка
Тема «Глагол», 6 класс Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени. Детские сочинения Я буду художником – дизайнером. Нарисую мебель: стул – жираф, диван – бегемот, посуду - жемчужные раковины. Люди по моим рисункам сделают эти вещи. Они преобразят квартиру и будут удивлять необыкновенной красотой и формой.
(Костенко Алёна, 6 класс)
Тема «Имя прилагательное», 6 класс Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (тёплый, мягкий, нежный, серебряный, васильковый, звонкий). Какой запах у счастья? (нежный, добрый, трепетный, любимый, очаровательный ).
Игра «Укрась 4 слова»
- 1. За одну минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.
- 2. Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.
- 3. Подбери как можно больше слов для описания листьев.
- 4. Кто больше скажет друг другу добрых слов?
-
-
Тема «Предложение» Исправь ошибку. Ехал Ваня на коне, Вёл собачку на ремне, Ну а кактус в это время Мыл старушку на окне. Ехал кактус на окне, Вёл старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на коне. (Эдуард Успенский)
Одно стихотворение, чтоб выучить все трудные ударения!
- ФенОмен звонИт по средАм,
- ПринЯв договОр по годАм,
- Он Отдал экспЕртам эскОрта
- ХодАтайство аэропОрта.
- Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!
- Срубили ель, сорвали щавЕль,
- Долго ели тОрты, не налезли шОрты!
- ЗвонИт звонАрь, звонЯт в звонок,
- Чтоб ты запомнить верно смог!
- Ты нам шторы не вози:
- Мы повесим жалюзИ !
Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы
- - «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»; - Сочинение;
- - «Прогнозирование»; - Театрализация;
- - Составление плана; - Активное чтение;
- - Составление граф-схемы; - Пересказ;
- - Тезирование; - «Мозговой штурм»;
- - Составление сводной таблицы; - Интервью.
- - Комментирование;
- - Логическое запоминание учебной информации;
- - Составление кластера;
- -Дискуссия;
- - Групповая форма работы;
- - Проектная и исследовательская деятельность;
- - письменный и устный анализ
- Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Н. В. Гоголь «Тарас Бульба
Судьба Андрея Соколова в рассказе
М. А. Шолохова
«Судьба человека»
Цель: учиться анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание.
Задачи:
1. познакомиться с особенностями
композиции рассказа;
2. раскрыть смысл названия рассказа;
3. проследить судьбу человека,
искалеченного войной.
Словарная работа
- Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
- 2. Доля, участь;
- 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;
- 4. Будущее, то, что случится.
(Словарь С.И. Ожегова).
Групповая форма работы. Анализ эпизодов
1 . Сцена в церкви : возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.
- Как ведут себя герои в этой ситуации?
- Как повёл себя наш герой ?
2. Сцена « Поединок с Мюллером».
- Зачем Мюллер вызывает к себе Андрея Соколова?
- Кто победил в этом поединке?
3. Сцена усыновления Ванюшки .
- Какие чувства испытывает герой?
- Как это характеризует Андрея Соколова?
1
Как вы думаете: какие эпизоды в рассказе являются кульминационными?
1. У глубокой бомбовой воронки, «налитой ржавой водой».
2. Похороны убитого в последний день войны сына.
3. Андрей Соколов у немецкого коменданта.
Дифференцированное домашнее задание
1 группа: подготовить развернутый ответ на вопрос : «Каким я вижу солдата Победы?»
2 группа: подтвердите примерами из текста рассказа справедливость слов М. Шолохова: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне».
3 группа: ответьте на вопросы:
-как преодолевает Андрей Соколов свое одиночество?
-какие качества характера проявляются у А. Соколова после усыновления Ванюши?
Примеры синквейнов Уроки литературы, 5 класс
- Иван – царевич.
- Добрый, находчивый.
- Ищет, воюет, добивается.
- Персонаж русских сказок.
- Герой.
Хозяйка Медной горы
- Идеальная, фантастическая, красивая.
- Колдует, дурманит, не отпускает.
- Образ уральского фольклора.
- Каменное сердце.
- Снежная королева.
- Холодная, бесчувственная.
- Мчится, леденит, сверкает.
- Владычица холода и льдов.
- Загадка.
Синквейны на уроках русского языка, 5 класс
- Ноябрь.
- Красочный и дождливый.
- Осыпал, раскрасил, наступил.
- Вложил в душу каплю грусти.
- Осень.
- Зима.
- Спокойная и грустная.
- Ударила, побелила, наступила.
- Подарила детям Новый год.
- Веселье и подарки.
- Имя существительное.
- Одушевленное или неодушевленное.
- Обозначает, отвечает, является.
- Называет предметы.
- Часть речи.
Синквейн к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс
- Судьба
- Отважный, великодушный
- Воюет, защищает, не покоряется
Огромное сердце
Пример рефлексии на уроке литературы «Судьба человека», 9 класс
- - Прочитав рассказ «Судьба человека», я понял(а)…
- - Во время чтения рассказа я испытывал(а)…
- - Рассказ «Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
- - Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в …
Методы на этапе рефлексии, 5 – 6 классы
- «Комплимент»
- Цель: оценить свою активность и качество работы.
- Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Методы на этапе рефлексии, 5 – 6 классы
- «Мухомор»
- Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.
- Л. Д. Богоявленская утверждала, что «от направленности личности, от системы её ценностей, которые создают основу становления духовности, зависит уровень реализации творческой личности, степень развития творческой одаренности…»
Благодарю за внимание!