СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приемы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы "(из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы "(из опыта работы)»

«Методы и приемы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы»   ( из опыта работы) Петренко Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ-ООШ № 20, х. Сальский Кагальник

«Методы и приемы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Петренко Светлана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ-ООШ № 20,

х. Сальский Кагальник

Мое учительское кредо:     «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».     В.А. Сухомлинский   

Мое учительское кредо:   «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский  

Цель:  рассмотрение и практическое использование современных методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию личности  обучающихся, развитию творческих способностей, самостоятельному усвоению новых знаний на основе формирования умения учиться.

Цель: рассмотрение и практическое использование современных методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию личности обучающихся, развитию творческих способностей, самостоятельному усвоению новых знаний на основе формирования умения учиться.

Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:   - интегрированный урок; - урок-исследование; - урок-игра; - урок-праздник; - урок-путешествие; - урок-презентация; - урок-творческая мастерская; - олимпиады; - интеллектуальные игры; - проба пера; - интеллектуальный марафон учеников.

Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:

  • - интегрированный урок;
  • - урок-исследование;
  • - урок-игра;
  • - урок-праздник;
  • - урок-путешествие;
  • - урок-презентация;
  • - урок-творческая мастерская;
  • - олимпиады;
  • - интеллектуальные игры;
  • - проба пера;
  • - интеллектуальный марафон учеников.
Методы обучения - активные; - интерактивные; - пассивные

Методы обучения

  • - активные;
  • - интерактивные;
  • - пассивные
Игровой метод на уроках русского языка и литературы Игры : «Давай подумаем»  «Итоговый круг»  «Дополни предложения»

Игровой метод на уроках русского языка и литературы

  • Игры : «Давай подумаем»
  • «Итоговый круг»
  • «Дополни предложения»
Буриме Буриме  - это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданные темы.

Буриме

  • Буриме - это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданные темы.
Примеры буриме:    1. ----------------- припекало,  2. ----------------- летала.  3. ----------------- означало?  4. ----------------- весна?

Примеры буриме:

  • 1. ----------------- припекало, 2. ----------------- летала. 3. ----------------- означало? 4. ----------------- весна?
 Сегодня солнце припекало,  И даже бабочка летала.  Что бы это означало?  Будет скорая весна?     ( Лютфиева Фарида, 6 класс)

Сегодня солнце припекало, И даже бабочка летала. Что бы это означало? Будет скорая весна? ( Лютфиева Фарида, 6 класс)

1. ----------------------- тесто,  2. ----------------------- кресло.  3. ----------------------- творог,  4. ----------------------- пирог.   Помещу я в печку тесто,  Сяду в плюшевое кресло.  Приготовлю я творог,  Испеку родным пирог.  (Лукьяненко Тахмина, 6 класс)

1. ----------------------- тесто, 2. ----------------------- кресло. 3. ----------------------- творог, 4. ----------------------- пирог. Помещу я в печку тесто, Сяду в плюшевое кресло. Приготовлю я творог, Испеку родным пирог. (Лукьяненко Тахмина, 6 класс)

Лимерики – стихи – потешки в 4 строчки. Они напоминают небылицы и строятся по определенным правилам:  aa (bb) a.   Один паренек из Калинина а  Назвал кота тихо по имени. а  Какой в этом толк? (в) Понять он не мог, (в)  Один паренек из Калинина. а        ( Махмудова Дийана, 7 класс)

Лимерики – стихи – потешки в 4 строчки. Они напоминают небылицы и строятся по определенным правилам: aa (bb) a. Один паренек из Калинина а Назвал кота тихо по имени. а Какой в этом толк? (в) Понять он не мог, (в) Один паренек из Калинина. а

( Махмудова Дийана, 7 класс)

Работа с текстом  Прочитайте строфу, «включив» свое воображение.   Серебряные россыпи монет  Мерцают в южном небе до рассвета,  Но за горой рождается рассвет,  Сгребает мелочь, чтобы спрятать где-то.  ( Р. Гамзатов ) -Какие картины вы мысленно видите, читая эти строки? - Какие средства художественной выразительности использованы в тексте? - С какой целью автор использует их в данном тексте?

Работа с текстом Прочитайте строфу, «включив» свое воображение.

  • Серебряные россыпи монет Мерцают в южном небе до рассвета, Но за горой рождается рассвет, Сгребает мелочь, чтобы спрятать где-то.
  • ( Р. Гамзатов )
  • -Какие картины вы мысленно видите, читая эти строки?
  • - Какие средства художественной выразительности использованы в тексте?
  • - С какой целью автор использует их в данном тексте?

Подбор эпитетов  Прочитайте эпитеты к слову дорога.  Какие из них можно использовать при описании впечатления, которое производит дорога на человека, или настроения, которое она вызывает .  Извилистая, весёлая, волшебная,  окольная, очаровательная, печальная,  прямая, радостная, сказочная, скучная, широкая, унылая, накатанная, чудесная, чудная,  раздольная

Подбор эпитетов Прочитайте эпитеты к слову дорога. Какие из них можно использовать при описании впечатления, которое производит дорога на человека, или настроения, которое она вызывает . Извилистая, весёлая, волшебная, окольная, очаровательная, печальная, прямая, радостная, сказочная, скучная, широкая, унылая, накатанная, чудесная, чудная, раздольная

  Словарь настроений  при работе с художественным текстом

Словарь настроений при работе с художественным текстом

  Развитие творческого воображения и мышления  на уроках русского языка

Развитие творческого воображения и мышления на уроках русского языка

 Тема «Глагол», 6 класс  Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени.     Детские сочинения  Я буду художником – дизайнером. Нарисую мебель: стул – жираф, диван – бегемот, посуду - жемчужные раковины. Люди по моим рисункам сделают эти вещи. Они преобразят квартиру и будут удивлять необыкновенной красотой и формой.    (Костенко Алёна, 6 класс)

Тема «Глагол», 6 класс Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени. Детские сочинения Я буду художником – дизайнером. Нарисую мебель: стул – жираф, диван – бегемот, посуду - жемчужные раковины. Люди по моим рисункам сделают эти вещи. Они преобразят квартиру и будут удивлять необыкновенной красотой и формой.

(Костенко Алёна, 6 класс)

 Тема «Имя прилагательное», 6 класс  Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он?   (тёплый, мягкий, нежный, серебряный, васильковый, звонкий).   Какой запах у счастья?   (нежный, добрый, трепетный, любимый, очаровательный ).

Тема «Имя прилагательное», 6 класс Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (тёплый, мягкий, нежный, серебряный, васильковый, звонкий). Какой запах у счастья? (нежный, добрый, трепетный, любимый, очаровательный ).

 Игра «Укрась 4 слова» 1. За одну минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица. 2. Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею. 3. Подбери как можно больше слов для описания листьев. 4. Кто больше скажет друг другу добрых слов?    

Игра «Укрась 4 слова»

  • 1. За одну минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.
  • 2. Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.
  • 3. Подбери как можно больше слов для описания листьев.
  • 4. Кто больше скажет друг другу добрых слов?
  •  
  •  
 Тема «Предложение»  Исправь ошибку.   Ехал Ваня на коне,  Вёл собачку на ремне,  Ну а кактус в это время  Мыл старушку на окне.  Ехал кактус на окне,  Вёл старушку на ремне,  А собачка в это время  Мыла Ваню на коне.   (Эдуард Успенский)

Тема «Предложение» Исправь ошибку. Ехал Ваня на коне, Вёл собачку на ремне, Ну а кактус в это время Мыл старушку на окне. Ехал кактус на окне, Вёл старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на коне. (Эдуард Успенский)

Одно стихотворение, чтоб выучить все трудные ударения! ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы! Срубили ель, сорвали щавЕль, Долго ели тОрты, не налезли шОрты! ЗвонИт звонАрь, звонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог! Ты нам шторы не вози: Мы повесим жалюзИ !

Одно стихотворение, чтоб выучить все трудные ударения!

  • ФенОмен звонИт по средАм,
  • ПринЯв договОр по годАм,
  • Он Отдал экспЕртам эскОрта
  • ХодАтайство аэропОрта.
  • Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!
  • Срубили ель, сорвали щавЕль,
  • Долго ели тОрты, не налезли шОрты!
  • ЗвонИт звонАрь, звонЯт в звонок,
  • Чтоб ты запомнить верно смог!
  • Ты нам шторы не вози:
  • Мы повесим жалюзИ !

Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы - «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»; - Сочинение; - «Прогнозирование»; - Театрализация; - Составление плана; - Активное чтение; - Составление граф-схемы; - Пересказ; - Тезирование; - «Мозговой штурм»; - Составление сводной таблицы; - Интервью. - Комментирование; - Логическое запоминание учебной информации; - Составление кластера; -Дискуссия; - Групповая форма работы; - Проектная и исследовательская деятельность; - письменный и устный анализ

Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы

  • - «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»; - Сочинение;
  • - «Прогнозирование»; - Театрализация;
  • - Составление плана; - Активное чтение;
  • - Составление граф-схемы; - Пересказ;
  • - Тезирование; - «Мозговой штурм»;
  • - Составление сводной таблицы; - Интервью.
  • - Комментирование;
  • - Логическое запоминание учебной информации;
  • - Составление кластера;
  • -Дискуссия;
  • - Групповая форма работы;
  • - Проектная и исследовательская деятельность;
  • - письменный и устный анализ
 Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!   Н. В. Гоголь «Тарас Бульба
  • Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Н. В. Гоголь «Тарас Бульба
Судьба Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Судьба Андрея Соколова в рассказе

М. А. Шолохова

«Судьба человека»

Цель: учиться анализировать художественное произведение, работать  с текстом, строить монологическое высказывание. Задачи: 1. познакомиться с особенностями  композиции рассказа; 2. раскрыть смысл названия рассказа; 3. проследить судьбу человека,  искалеченного войной.

Цель: учиться анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание.

Задачи:

1. познакомиться с особенностями

композиции рассказа;

2. раскрыть смысл названия рассказа;

3. проследить судьбу человека,

искалеченного войной.

Словарная работа Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;  2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится. (Словарь С.И. Ожегова).

Словарная работа

  • Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
  • 2. Доля, участь;
  • 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;
  • 4. Будущее, то, что случится.

(Словарь С.И. Ожегова).

Групповая форма работы.  Анализ эпизодов

Групповая форма работы. Анализ эпизодов

1 . Сцена в церкви :  возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. - Как ведут себя герои в этой ситуации? - Как повёл себя наш герой ? 2. Сцена « Поединок с Мюллером». - Зачем Мюллер вызывает к себе Андрея Соколова? - Кто победил в этом поединке?  3. Сцена усыновления Ванюшки . - Какие чувства испытывает герой? - Как это характеризует Андрея Соколова? 1

1 . Сцена в церкви возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.

- Как ведут себя герои в этой ситуации?

- Как повёл себя наш герой ?

2. Сцена « Поединок с Мюллером».

- Зачем Мюллер вызывает к себе Андрея Соколова?

- Кто победил в этом поединке?

3. Сцена усыновления Ванюшки .

- Какие чувства испытывает герой?

- Как это характеризует Андрея Соколова?

1

Как вы думаете: какие эпизоды в рассказе являются кульминационными?   1. У глубокой бомбовой воронки, «налитой ржавой водой».  2. Похороны убитого в последний день войны сына.  3. Андрей Соколов у немецкого коменданта.

Как вы думаете: какие эпизоды в рассказе являются кульминационными?

1. У глубокой бомбовой воронки, «налитой ржавой водой».

2. Похороны убитого в последний день войны сына.

3. Андрей Соколов у немецкого коменданта.

Дифференцированное домашнее задание 1 группа: подготовить развернутый ответ на вопрос : «Каким я вижу солдата Победы?»   2 группа: подтвердите примерами из текста рассказа справедливость слов М. Шолохова: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне».   3 группа: ответьте на вопросы:  -как преодолевает Андрей Соколов свое одиночество?  -какие качества характера проявляются у А. Соколова после усыновления Ванюши?

Дифференцированное домашнее задание

1 группа: подготовить развернутый ответ на вопрос : «Каким я вижу солдата Победы?»

2 группа: подтвердите примерами из текста рассказа справедливость слов М. Шолохова: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне».

3 группа: ответьте на вопросы:

-как преодолевает Андрей Соколов свое одиночество?

-какие качества характера проявляются у А. Соколова после усыновления Ванюши?

 Примеры синквейнов  Уроки литературы, 5 класс Иван – царевич. Добрый, находчивый. Ищет, воюет, добивается. Персонаж русских сказок. Герой.

Примеры синквейнов Уроки литературы, 5 класс

  • Иван – царевич.
  • Добрый, находчивый.
  • Ищет, воюет, добивается.
  • Персонаж русских сказок.
  • Герой.
 Хозяйка Медной горы Идеальная, фантастическая, красивая. Колдует, дурманит, не отпускает. Образ уральского фольклора. Каменное сердце.

Хозяйка Медной горы

  • Идеальная, фантастическая, красивая.
  • Колдует, дурманит, не отпускает.
  • Образ уральского фольклора.
  • Каменное сердце.
Снежная королева. Холодная, бесчувственная. Мчится, леденит, сверкает. Владычица холода и льдов. Загадка.
  • Снежная королева.
  • Холодная, бесчувственная.
  • Мчится, леденит, сверкает.
  • Владычица холода и льдов.
  • Загадка.
Синквейны на уроках русского языка, 5 класс Ноябрь. Красочный и дождливый. Осыпал, раскрасил, наступил. Вложил в душу каплю грусти. Осень.

Синквейны на уроках русского языка, 5 класс

  • Ноябрь.
  • Красочный и дождливый.
  • Осыпал, раскрасил, наступил.
  • Вложил в душу каплю грусти.
  • Осень.
Зима. Спокойная и грустная. Ударила, побелила, наступила. Подарила детям Новый год. Веселье и подарки.
  • Зима.
  • Спокойная и грустная.
  • Ударила, побелила, наступила.
  • Подарила детям Новый год.
  • Веселье и подарки.
Имя существительное. Одушевленное или неодушевленное. Обозначает, отвечает, является. Называет предметы. Часть речи.
  • Имя существительное.
  • Одушевленное или неодушевленное.
  • Обозначает, отвечает, является.
  • Называет предметы.
  • Часть речи.
     Синквейн к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс Судьба Отважный, великодушный Воюет, защищает, не покоряется Огромное сердце Человек  

  Синквейн к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс

  • Судьба
  • Отважный, великодушный
  • Воюет, защищает, не покоряется

Огромное сердце

  • Человек
  •  
Пример рефлексии на уроке литературы  «Судьба человека», 9 класс - Прочитав рассказ «Судьба человека», я понял(а)… - Во время чтения рассказа я испытывал(а)… - Рассказ «Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что… - Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в …

Пример рефлексии на уроке литературы «Судьба человека», 9 класс

  • - Прочитав рассказ «Судьба человека», я понял(а)…
  • - Во время чтения рассказа я испытывал(а)…
  • - Рассказ «Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
  • - Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в …
Методы на этапе рефлексии,  5 – 6 классы «Комплимент» Цель: оценить свою активность и качество работы. Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Методы на этапе рефлексии, 5 – 6 классы

  • «Комплимент»
  • Цель: оценить свою активность и качество работы.
  • Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Методы на этапе рефлексии,  5 – 6 классы  «Мухомор» Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.

Методы на этапе рефлексии, 5 – 6 классы

  • «Мухомор»
  • Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.
 Л. Д. Богоявленская утверждала, что «от направленности личности, от системы её ценностей, которые создают основу становления духовности, зависит уровень реализации творческой личности, степень развития творческой одаренности…»
  • Л. Д. Богоявленская утверждала, что «от направленности личности, от системы её ценностей, которые создают основу становления духовности, зависит уровень реализации творческой личности, степень развития творческой одаренности…»
   Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!