Методы и приемы формирования метапредметных результатов в начальной школе
Учитель: Чечерина Ольга Валерьевна
Всему, что необходимо
знать, научить нельзя,
учитель может сделать
только одно
- указать дорогу.
(Ричард Олдингтон)
Формирование метапредметных умений на уроках в начальных классах
- На современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
- Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний («знаю, что…») к области умений («знаю, как…»).
Ради чего
учить?
ценности
образования
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Чему учить?
Как учить?
обновление
средств
обучения
обновление
содержания
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Метапредметные результаты
включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …
«деятель», а не «знайка»
Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
У чебник был и остается
основным средством обучения
УМК «Школа России»
помогает решить задачи
по формированию
универсальных учебных действий
Новые рубрики
Формирование регулятивных
учебных действий
1.Развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей
2. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
3. Развитие умения прогнозировать предстоящую работу .
4. Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (использую метод самооценки).
Формирование познавательных
учебных действий
1 .Развитие умения извлекать информацию из текстов схем, иллюстраций.
2. Перерабатывать информацию и представлять в виде схем, моделей, сообщений.
3. Анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления, факты.
4 .Отбирать необходимые источники информации для изучения нового материала среди словарей, энциклопедий, справочников, сети Интернет .
Формирование коммуникативных
учебных действий
1. Развитию умения слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. Умение работать в паре, группе.
Задания для формирования регулятивных УУД :
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Задание№1
- Рассмотри пары числовых выражений. В каждой паре найди числовое выражение с меньшим результатом и подчеркни его. Проверь вычислением.
- 4х4 14:2
- 5х4 12:3
Задание№2
- Проверь, верны ли равенства?
Вывод:
- Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Задания для формирования познавательных УУД :
- «найди отличия»;
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- работа со словарями.
Задание№1
Покажи деду Морозу самый короткий путь.
Задание№2
Вычисли удобным способом.
1+3+5+1
2+3+1+2
Задание№3
Сравни выражения.
5-2 и 3+4
10 -3 и 4+5
Вывод:
Познавательные УУД позволяют ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Задания для формирования коммуникативных УУД :
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссвордов;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»
Задание№1
Работаем в группах.
Задание: Загадайте свои загадки со словами «выше» и «ниже» своему соседу, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.
Задание№2
Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 5?
Задание №3
- Работа в парах. Раскрась рисунок , решив уравнения.
Вывод:
Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре ( в коллективе)
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Овладение основами логического мышления….
Формирование познавательных УУД
Синтез (составление целого из частей)
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач
Умение провести сравнение, простейшую классификацию, установление аналогий
Умение провести сравнение, установить аналогии (1 класс)
Умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий. (3 класс)
«Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Курс «Русский язык»:
- реализует коммуникативно-речевой и познавательно-языковой подходы к обучению русскому языку;
- уделяет большое внимание нравственному развитию младших школьников;
- закладывает прочные основы языкового образования и грамотного письма.
Реализация коммуникативно-речевого и познавательно-языкового подхода к обучению русскому языку
Проблемно-диалогическая технология
- Учителя начальных классов нашей школы широко используют в своей практике проблемно-диалогическую технологию, технологию продуктивного чтения и технологию оценки учебных успехов.
- Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «Как научить учеников ставить и решать проблемы?». Если мы сравним 2 урока – традиционный и проблемно-диалогический, то увидим, что на традиционном уроке почти все действия выполняет учитель: он организует проверку домашнего задания, сам сообщает тему урока, сам ее объясняет и организует повторение. Нацелен такой урок, прежде всего, на заучивание материала.
Проблемно-диалогическая технология
На проблемно-диалогическом уроке учитель только создает проблемную ситуацию и побуждает детей самих сформулировать проблему. Он организует поиск решения, не предлагая готового объяснения. Учитель предлагает ученикам самим сформулировать собственное решение. В конце урока дети сами придумывают схемы, составляют алгоритмы, рифмуют выведенные правила, т. е. создают собственный продукт. Таким образом,учитель на таком уроке выступает в роли «режиссера» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).
Проблемно-диалогическая технология
- Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог? В первую очередь – это регулятивные УУД , т. к. проблемный диалог – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности.
- Не меньшее значение имеют коммуникативные УУД , т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга. Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.
Этапы урока с использованием
технологии проблемного обучения
1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2.Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3.Исследование (теоретическое, практическое).
4.Обмен информацией (при работе в группах),
представление работы.
5.Обработка информации (подтверждение или
опровержение высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока (варианты
решения проблемы).
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
- Приемы создания проблемной ситуации
Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:
1. «С удивлением».
2. «С затруднением»
Сущность приёма: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».
Урок окружающего мира.
Тема: План и карта.
Учащимся предлагаю изобразить в тетради яблоко, ластик в натуральную величину. Затем – дом. Дети удивляются.
Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
- Пример приёма «с удивлением»
- Учебную проблему можно поставить тремя методами:
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог. («Что вас удивило?»)
- Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий)
- Сообщение темы с мотивирующим приемом ( «Яркое пятно»)
1. Выдвижение гипотезы.
(«Какие есть предположения, догадки?»)
2. Проверка гипотезы.
(«Согласны с предположением?
«Как нам проверить гипотезу?»)
- Гипотеза - научное предположение, требующее подтверждения
Ценность создания проблемных ситуаций на уроке:
- дети получают возможность сравнивать;
- наблюдать;
- делать выводы;
- убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным;
- каждый имеет полное право искать и находить свой ответ;
- отстаивать свое мнение.
С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?
- Приведем примеры. Даны два задания по дисциплине «Окружающий мир» 4 класс.
- Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата?
- 1) Перескажи текст о Петре I .
- 2) За что люди стали называть Петра Великим?
- В первом случае ученик попросту воспроизведет чей-то чужой текст. У него, может быть, и родятся собственные ощущения и переживания относительного того, что он будет пересказывать, но само задание вовсе не ориентирует его на то, чтобы он это высказал.
С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?
- Во втором случае прямого ответа в учебнике не будет, но основания для того, чтобы ребенок сформулировал свой ответ, будут. Такой формулировкой мы ориентируем ученика на то, чтобы он высказал свою точку зрения и попытался ее обосновать, и задание начинает работать на получение личностного результата.
Технология продуктивного чтения
Эта технология направлена в первую очередь на формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.
На втором месте – познавательные УУД, например, умения извлекать информацию из текста.
Далее – личностный результат – если анализ текста порождает оценочные суждения, и на последнем месте – регулятивные УУД – умение работать по плану (алгоритму).
Технология оценивания образовательных достижений
- Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных УУД , так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных УУД : за счет обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?
Другой пример. Даны 2 задания по математике:
1) Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон?
2)Перед вами план спортивного зала. Зеленым цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8 м., ширина – 6 м., а размер одного коврика 1 м х 1 м?
С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?
- И опять в первом случае задание сформулировано традиционно, а во втором случае ученик должен сообразить, каким правилом математики воспользоваться. Такое задание позволяет и в жизни в аналогичной ситуации тоже использовать определенное правило математики.
- Первые задания в этих примерах – это традиционные задания, которые присутствовали в учебниках . Но если мы теперь меняем цель, и она у нас становится деятельностного типа, а наша задача – развивать деятельность, то соответственно и задания должны измениться, они должны стать продуктивными .
Суть метода проектов
Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты .
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
ПРОЕКТ
Проект – это шесть «П»
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
презентация
портфолио (папка-отчёт)
Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют :
- исследовательские,
- творческие,
- практико-ориентированные,
- информационные,
- приключенческие, игровые,
- телекоммуникационные.
Что является критериями успеха работы над проектом?
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Результат проекта может быть использован другими коллективами.
- Информация о проекте широко распространена.
- Получено удовольствие от своей деятельности.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов :
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Вывод :
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Участие учащихся начальной школы
в метапредметных курсах
Мастерская речевого развития;
Веселая грамматика
Математика и конструирование;
В мире геометрии
Юный краевед
Наблюдения, исследования, учебные проекты…
Выполнение нестандартных заданий на развитие логического мышления, решение олимпиадных задач
Работа над проектами, развитие самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников
Творческие работы
Основные выводы
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Сформированные метапредметные умения у обучающихся
позволяют
сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.
Спасибо за внимание!