Методы и приемы формирования универсальных учебных действий
Разработала учитель технологии МБОУ Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области
Мелкова Ольга Витальевна
« Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать его педагогическую деятельность.»
Цель : Обобщить опыт работы по теме: «Педагогические приёмы формирование УУД на уроках технологии» Задачи:
1. Изучить материал о приемах педагогической техники для учебного успеха ученика на уроке.
2. Систематизировать приемы педагогической техники в зависимости от УУД.
3. Показать на практических примерах разнообразие приемов педагогической техники.
В чем заключается задача школы?
- интеграция,
- обобщение,
- осмысление новых знаний;
- умение связать новые знания с жизненным опытом.
- формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути их реализации,
- контролировать и оценивать свои
достижения.
Как достичь эту цель?
Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия
Близкие понятия:
- общеучебные умения,
- общепознавательные действия,
- общие способы деятельности,
- надпредметные действия.
Современный урок – это:
1. Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся, учится сам, учит других
2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижёр, создатель условий для развития учащихся.
3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства.
4. Развитие – процесс внутренний, личный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.
Современный урок – это:
5. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, педагогических приемов: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Группы универсальных учебных действий:
1) личностные ;
2) регулятивные , включая саморегуляцию;
3) познавательные , включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Педагогическая техника -
это комплекс знаний, умений и навыков, необходимый педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на весь детский коллектив в целом.
- Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении детей, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся .
Классификация приемов педагогической техники
- По методам обучения.
- По педагогическим функциям.
- По способам информационного обмена.
Основные принципы педагогической техники
- Принцип свободы выбора
- Принцип открытости
- Принцип деятельности
- Принцип обратной связи
- Принцип идеальности
Принцип свободы выбора :
- взаимоопрос;
- защитный лист;
- задание массивом;
- пересечение тем;
- “ да” и “нет”;
- театрализация и т.д.
Принцип открытости:
- выход за пределы;
- удивляй;
- фантастическая добавка;
- вопрос к тексту
Принцип деятельности
- дай себе помочь;
- лови ошибку;
- отсроченная реакция;
- повторяем с контролем;
- игры-тренинги и т.д .
Принцип обратной связи
- резюме;
- советуйтесь
- мордашки;
- светофор;
- опрос «по цепочке»
Принцип идеальности
- Отсроченная отгадка;
- «Да-нетка;
- «Хорошо-плохо»;
- Игра – суд
Педагогические приёмы для формирования УУД
УУД
Приемы педагогической техники
Результаты развития УУД
Задание массивом.
Выход за пределы.
Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование
Личностные
Отсроченная реакция.
Лови ошибку.
Театрализация.
Идеальное задание.
Лист защиты»
Обсуждаем домашнее задание
Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Резюме
Вход в урок
Идеальный опрос
Отсроченная реакция
Вопрос к тексту
Регулятивные
Лови ошибку
Повторяем с контролем
Знакомьтесь с критериями
Показательный ответ
Познавате
льные
Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке". Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блиц-контрольная
Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Взаимоопрос
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Организация работы в группах
"Да" и "Нет" говорите.
Коммуникативные
Советуйтесь
Учитель может применять множество различных приемов в зависимости от темы, этапа урока. Или использовать один и тот же прием для формирования нескольких видов УУД.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
- Что лишнее (кальций, железо, белок , фосфор) и т.п.
- Обобщить – что это (полотняное, саржевое, атласное – это…)
- Что пропущено – логическая цепочка (растение, хлопок = овца, …….)
- Какое слово скрывается (ройкавык- …) и так далее.
«Да-нет» или Универсальная игра для всех
Учитель загадывает нечто (число, предмет и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Учитель : «Это деталь швейной машины». Ученик: «Это регулятор?» Учитель: «Нет». Ученик: «Это основной механизм?» Учитель : «Да». Ученик : «Это игла»…
ВОЛОКНО – ПРЯЖА – ТКАНЬ - ФАРТУК
- Творог – кальций, бананы – калий
- Яйцо – скорлупа, рыба – чешуя
Собери рюкзак
ПОПС – формулы:
Предложения-
маркёры:
«Я считаю, что…»
«Потому что …»
«Я могу это доказать на примере …»
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Я считаю, что ученик должен питаться 4-5 раз в день.
Потому, что правильный и своевременный прием пищи обеспечивает организм всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности.
Я могу доказать это на собственном примере . Когда я голодна, то испытываю слабость и отсутствие внимания.
Исходя из этого, я делаю вывод, что рациональное питание приносит пользу здоровью человека и улучшает его работоспособность.
-Составьте предложение с использованием каждого из данных слов (ткань, длина, стежок, шов).
-Теперь, когда вы прочли почти весь текст, составьте план действий для выполнения задания.
-Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ .
Приемы работы с текстом
«СВОЯ ОПОРА»
Приём "ИНСЕРТ" Приём используется в три этапа:
1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " -думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа.
2. Оформляют пометки в таблицу. 3. Обсуждают пометки.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
- - Нарисуйте модель юбки, перечислите швы и строчки (не менее 5) для ее обработки.
- - Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
- - Предложите различные способы решения проблемы.
Сорбонка
Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, схем, формул и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным .
Повторяющаяся часть рисунка
Раппорт
Шесть шляп критического мышления
1) Что я(мы) узнали?
2) Какие чувства у
меня(нас)
возникали?
3) Что мне (нам) не удалось?
4) Насколько я(мы)
были
креативными?
5) Почему мне (нам) это важно?
6) Что я(мы) достигли?
Что буду(-ем)
делать дальше?
Вывод
- Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
- УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
- Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
- В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей .
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
https ://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pedagogicheskie-priemy-dlya-formirova /
https://urok.1sept.ru/ статьи/647870 /
http:// топ- школа.рф / formirovanie-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-na-urokah-matematiki /
https:// razvitum.ru/articles/masters/2013-11-05-07-23-10
https:// uchitelya.com/pedagogika/129686-formirovanie-uud-po-etapam-uroka.html