СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы формирования универсальных учебных действий

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить опыт работы по теме: «Педагогические приёмы формирование УУД на уроках технологии» . Изучить материал о приемах педагогической техники для учебного успеха ученика на уроке. Систематизировать приемы педагогической техники в зависимости от УУД. Показать на практических примерах разнообразие приемов педагогической техники.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования универсальных учебных действий»

  Методы и приемы формирования универсальных учебных действий   Разработала учитель технологии МБОУ Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области  Мелкова Ольга Витальевна

Методы и приемы формирования универсальных учебных действий

Разработала учитель технологии МБОУ Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области

Мелкова Ольга Витальевна

   « Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать его педагогическую деятельность.»

« Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать его педагогическую деятельность.»

  Цель :  Обобщить опыт работы по теме: «Педагогические приёмы формирование УУД на уроках технологии»   Задачи: 1. Изучить материал о приемах педагогической техники для учебного успеха ученика на уроке. 2. Систематизировать приемы педагогической техники в зависимости от УУД. 3. Показать на практических примерах разнообразие приемов педагогической техники.

Цель : Обобщить опыт работы по теме: «Педагогические приёмы формирование УУД на уроках технологии» Задачи:

1. Изучить материал о приемах педагогической техники для учебного успеха ученика на уроке.

2. Систематизировать приемы педагогической техники в зависимости от УУД.

3. Показать на практических примерах разнообразие приемов педагогической техники.

В чем заключается задача школы? интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом. формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

В чем заключается задача школы?

  • интеграция,
  • обобщение,
  • осмысление новых знаний;
  • умение связать новые знания с жизненным опытом.
  • формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои  достижения.

Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  • проектировать пути их реализации,
  • контролировать и оценивать свои

достижения.

Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Как достичь эту цель?

Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия.

Универсальные учебные действия

Близкие понятия:

  • общеучебные умения,
  • общепознавательные действия,
  • общие способы деятельности,
  • надпредметные действия.
Современный урок – это: 1. Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся, учится сам, учит других 2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижёр, создатель условий для развития учащихся.  3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства.  4. Развитие – процесс внутренний, личный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.

Современный урок – это:

1. Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся, учится сам, учит других

2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижёр, создатель условий для развития учащихся.

3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства.

4. Развитие – процесс внутренний, личный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.

Современный урок – это:  5. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, педагогических приемов: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Современный урок – это:

5. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, педагогических приемов: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Группы универсальных учебных действий: 1) личностные ; 2) регулятивные , включая саморегуляцию; 3) познавательные , включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Группы универсальных учебных действий:

1) личностные ;

2) регулятивные , включая саморегуляцию;

3) познавательные , включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений и навыков, необходимый педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на весь детский коллектив в целом.

Педагогическая техника -

это комплекс знаний, умений и навыков, необходимый педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на весь детский коллектив в целом.

 Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении детей, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся .
  • Педагогические приемы это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении детей, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся .
Классификация приемов педагогической техники По методам обучения. По педагогическим функциям. По способам информационного обмена.

Классификация приемов педагогической техники

  • По методам обучения.
  • По педагогическим функциям.
  • По способам информационного обмена.
 Основные принципы педагогической техники Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности

Основные принципы педагогической техники

  • Принцип свободы выбора
  • Принцип открытости
  • Принцип деятельности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип идеальности
 Принцип свободы выбора :  взаимоопрос;  защитный лист;  задание массивом;  пересечение тем; “ да” и “нет”;  театрализация и т.д.

Принцип свободы выбора :

  • взаимоопрос;
  • защитный лист;
  • задание массивом;
  • пересечение тем;
  • да” и “нет”;
  • театрализация и т.д.
 Принцип открытости:    выход за пределы; удивляй; фантастическая добавка; вопрос к тексту

Принцип открытости:

  • выход за пределы;
  • удивляй;
  • фантастическая добавка;
  • вопрос к тексту
Принцип деятельности   дай себе помочь;  лови ошибку;  отсроченная реакция;  повторяем с контролем;  игры-тренинги и т.д .

Принцип деятельности

  • дай себе помочь;
  • лови ошибку;
  • отсроченная реакция;
  • повторяем с контролем;
  • игры-тренинги и т.д .
Принцип обратной связи   резюме; советуйтесь мордашки; светофор; опрос «по цепочке»

Принцип обратной связи

  • резюме;
  • советуйтесь
  • мордашки;
  • светофор;
  • опрос «по цепочке»
Принцип идеальности Отсроченная отгадка; «Да-нетка; «Хорошо-плохо»; Игра – суд

Принцип идеальности

  • Отсроченная отгадка;
  • «Да-нетка;
  • «Хорошо-плохо»;
  • Игра – суд
Педагогические приёмы для формирования УУД УУД Приемы педагогической техники  Результаты развития УУД  Задание массивом.  Выход за пределы.   Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.   Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.   Самоопределение, смыслообразование Личностные Отсроченная реакция. Лови ошибку.  Театрализация.   Идеальное задание.

Педагогические приёмы для формирования УУД

УУД

Приемы педагогической техники

Результаты развития УУД

Задание массивом.

Выход за пределы.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование

Личностные

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация.

  Идеальное задание.

 Лист защиты»  Обсуждаем домашнее задание Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.  Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.  Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   Резюме  Вход в урок  Идеальный опрос  Отсроченная реакция Вопрос к тексту  Регулятивные Лови ошибку Повторяем с контролем Знакомьтесь с критериями Показательный ответ

Лист защиты»

Обсуждаем домашнее задание

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Резюме

Вход в урок

Идеальный опрос

Отсроченная реакция

Вопрос к тексту

Регулятивные

Лови ошибку

Повторяем с контролем

Знакомьтесь с критериями

Показательный ответ

Познавате льные Свои примеры.  Удивляй.  Фантастическая добавка. Пересечение тем.   Дай себе помочь.  Повторяем с контролем.

Познавате

льные

Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем.  Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке".  Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блиц-контрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

  Взаимоопрос    Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации  Организация работы в группах

Взаимоопрос

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Организация работы в группах

"Да" и "Нет" говорите.

Коммуникативные

Советуйтесь

    Учитель может применять множество различных приемов в зависимости от темы, этапа урока. Или использовать один и тот же прием для формирования нескольких видов УУД.

Учитель может применять множество различных приемов в зависимости от темы, этапа урока. Или использовать один и тот же прием для формирования нескольких видов УУД.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА Что лишнее (кальций, железо, белок , фосфор) и т.п. Обобщить – что это (полотняное, саржевое, атласное – это…) Что пропущено – логическая цепочка (растение, хлопок = овца, …….) Какое слово скрывается (ройкавык- …) и так далее.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

  • Что лишнее (кальций, железо, белок , фосфор) и т.п.
  • Обобщить – что это (полотняное, саржевое, атласное – это…)
  • Что пропущено – логическая цепочка (растение, хлопок = овца, …….)
  • Какое слово скрывается (ройкавык- …) и так далее.
 «Да-нет» или Универсальная игра для всех   Учитель загадывает нечто (число, предмет и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами:

«Да-нет» или Универсальная игра для всех

Учитель загадывает нечто (число, предмет и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Учитель : «Это деталь швейной машины». Ученик: «Это регулятор?» Учитель: «Нет». Ученик: «Это основной механизм?» Учитель : «Да». Ученик : «Это игла»…

ВОЛОКНО – ПРЯЖА – ТКАНЬ - ФАРТУК   Творог – кальций, бананы – калий  Яйцо – скорлупа, рыба – чешуя

ВОЛОКНО – ПРЯЖА – ТКАНЬ - ФАРТУК

  • Творог – кальций, бананы – калий

  • Яйцо – скорлупа, рыба – чешуя

Собери рюкзак

Собери рюкзак

ПОПС – формулы:   Предложения- маркёры: «Я считаю, что…»  «Потому что …»  «Я могу это доказать на примере …»  «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» П – позиция  О – объяснение (или обоснование)  П – пример  С – следствие (или суждение)

ПОПС – формулы:

Предложения-

маркёры:

«Я считаю, что…»

«Потому что …»

«Я могу это доказать на примере …»

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

 Я считаю, что ученик должен питаться 4-5 раз в день.  Потому, что правильный и своевременный прием пищи обеспечивает организм всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности.  Я могу доказать это на собственном примере . Когда я голодна, то испытываю слабость и отсутствие внимания.  Исходя из этого, я делаю вывод, что рациональное питание приносит пользу здоровью человека и улучшает его работоспособность.

Я считаю, что ученик должен питаться 4-5 раз в день.

Потому, что правильный и своевременный прием пищи обеспечивает организм всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности.

Я могу доказать это на собственном примере . Когда я голодна, то испытываю слабость и отсутствие внимания.

Исходя из этого, я делаю вывод, что рациональное питание приносит пользу здоровью человека и улучшает его работоспособность.

-Составьте предложение с использованием каждого из данных слов (ткань, длина, стежок, шов).  -Теперь, когда вы прочли почти весь текст, составьте план действий для выполнения задания.  -Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать  изученный способ .

-Составьте предложение с использованием каждого из данных слов (ткань, длина, стежок, шов).

-Теперь, когда вы прочли почти весь текст, составьте план действий для выполнения задания.

-Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать  изученный способ .

Приемы работы с текстом «СВОЯ ОПОРА» Приём

Приемы работы с текстом

«СВОЯ ОПОРА»

Приём "ИНСЕРТ" Приём используется в три этапа:

1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " -думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа.

2. Оформляют пометки в таблицу. 3. Обсуждают пометки.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

- Нарисуйте модель юбки, перечислите швы и строчки (не менее 5) для ее обработки. - Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты. - Предложите различные способы решения проблемы.
  • - Нарисуйте модель юбки, перечислите швы и строчки (не менее 5) для ее обработки.
  • - Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
  • - Предложите различные способы решения проблемы.
Сорбонка  Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, схем, формул и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.  Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным .   Повторяющаяся часть рисунка  Раппорт

Сорбонка

Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, схем, формул и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным .

Повторяющаяся часть рисунка

Раппорт

Шесть шляп критического мышления  1) Что я(мы) узнали?  2) Какие чувства у меня(нас) возникали?  3) Что мне (нам) не удалось?  4) Насколько я(мы) были  креативными?  5) Почему мне (нам) это важно?  6) Что я(мы) достигли? Что буду(-ем) делать дальше?

Шесть шляп критического мышления

1) Что я(мы) узнали?

2) Какие чувства у

меня(нас)

возникали?

3) Что мне (нам) не удалось?

4) Насколько я(мы)

были

креативными?

5) Почему мне (нам) это важно?

6) Что я(мы) достигли?

Что буду(-ем)

делать дальше?

Вывод Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.  УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.   Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.  В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей .

Вывод

  • Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

  • УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

  • Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

  • В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей .
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: https ://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pedagogicheskie-priemy-dlya-formirova / https://urok.1sept.ru/ статьи/647870 / http:// топ- школа.рф / formirovanie-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-na-urokah-matematiki / https:// razvitum.ru/articles/masters/2013-11-05-07-23-10 https:// uchitelya.com/pedagogika/129686-formirovanie-uud-po-etapam-uroka.html

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

https ://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pedagogicheskie-priemy-dlya-formirova /

https://urok.1sept.ru/ статьи/647870 /

http:// топ- школа.рф / formirovanie-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-na-urokah-matematiki /

https:// razvitum.ru/articles/masters/2013-11-05-07-23-10

https:// uchitelya.com/pedagogika/129686-formirovanie-uud-po-etapam-uroka.html