СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы обучения физическим упражнениям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлены материалы для теоретического (блок-конспект лекции на печатной основе) и практического изучения темы 1.4 «Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания» по курсу учебной дисциплины «Методика физического воспитания и развития детей». Практические ситуации направлены на формирование умения учащихся применять теоретические знания в решении проблемных ситуаций и задач. Материалы рекомендованы учащимися 2 курса специальности 2-01010 Дошкольное образование, преподавателям методики физического воспитания и развития детей, реализующих образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающего получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения физическим упражнениям»

Управление образования

Минского областного исполнительного комитета

Учреждение образования

«Солигорский государственный колледж»





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»


РАЗДЕЛ 3 «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»


ТЕМА 1.4.ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Специальность 2-010101 Дошкольное образование,

дневная форма получения образования











Составитель: Михневич Т.А., преподаватель методики физического воспитания и развития детей











2021

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Содержит материалы для теоретического изучения по теме 1.4. «Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания» в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием


Выписка из учебной программы по учебной дисциплине

«Методика физического воспитания и развития детей»

профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием

Раздел 1. Раздел 1. Система физического воспитания детей

Тема 1.4 Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания

Цель изучения темы

Содержание раздела, темы

Результат

Тема 1.4. Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания

Сформировать представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Дать понятие о двигательных умениях и навыках, этапах, принципах и методах обучения физическим упражнениям.

Единство обучения, развития и воспитания в процессе физического воспитания.

Двигательные умения и навыки. Этапы обучения детей физическим упражнениям. Принципы, методы и приемы обучения физическим упражнениям.

Высказывает общее суждение о единстве обучения, воспитания и развития.

Характеризует двигательные умения и навыки, определяет этапы обучения.

Описывает принципы, методы и приемы обучения физическим упражнениям.

Практические занятия (2 ч)

Научить моделировать педагогические ситуации на разных этапах обучения физическим упражнениям.

Моделирование педагогических ситуаций на разных этапах обучения физическим упражнениям.

Моделирует педагогические ситуации на разных этапах обучения физическим упражнениям.


СредствО обучения для учащихся







МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ


Результат изучения темы: учащийся описывает методы и приемы обучения физическим упражнениям.

Ключевые вопросы: классификация методов обучения детей физическим упражнениям, характеристика методов обучения детей физическим упражнениям.

Основные понятия: метод, прием

Метод - это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.

В системе физического воспитания широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесные), практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.

Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения.

Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Все методы обучения взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Методические приемы подбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.

В теории и методике физического воспитания широко используются общедидактические приемы.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно-зрительные приемы включают:

  • показ образца движения или отдельных его элементов. Применяется при знакомстве детей с новым движением, демонстрируется несколько раз. Показ демонстрируется на высоком техническом уровне. После чего движение объясняется в целом и показывается еще раз. По мере усвоения движения прибегают к частичному показу.

  • подражание образцам окружающей жизни. Используется во всех возрастных группах, но чаще в младшем дошкольном возрасте. Прием вызывает положительные эмоции, желание двигаться, повторять движения и как следствие происходит формирование навыка.

  • использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве (яркие игрушки, подвешенные предметы и т.д.). Побуждают детей к деятельности, помогают уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее сложными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению движения

  • использование кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д. Целесообразно показывать в свободное от занятий время с целью уточнения движения.


Тактильно-мышечная наглядность предполагает:

  • Включение физкультурных пособий в двигательную деятельность (например, воротца-дуги т.д.). Используются для формирования представлений о выполнении движения. Прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

  • Непосредственная помощь воспитателя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологическое положение тела, воспитатель проводит рукой по спине и т.д.


Наглядно-слуховые приемы:

  • Звуковая регуляция движений. Осуществляется под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребенка движению.

  • Краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений;

  • Пояснения, сопровождающиеся конкретным показом движений и его отдельных элементов;

  • Указания о выполнении движения;

  • Беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр;

  • Уточнение сюжета подвижной игры или последовательности действий

  • Вопросы, которые задаются ребенку воспитателем до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, уточнении игровых правил.

  • Команды, распоряжения и сигналы. Требуют различной интонации, динамики и выразительности. Команды состоят их двух частей: предварительной и исполнительной. Используются в старшем возрасте, распоряжения – в младшем дошкольном возрасте.

  • Образный сюжетный рассказ. Используется для объяснения сюжета подвижных игр. Способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений. Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям. Поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы с тем, чтобы у ребенка было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, в живом уголке за поведением птиц, животных; читает художественную литературу, показывает ребенку диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5-2 минуты, а иногда меньше. Используются во всех возрастных группах.

  • Считалки. Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Виноградова Г.С. подразделяет считалки на три группы: считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.

  • Жеребьевка. Относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.

  • Перевертыши - это поэзия парадокса. Данный термин был введен К.И.Чуковским. Ценны своей художественной и педагогической сутью и используются для выбора водящих в игре.

Приемы, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; самостоятельное применение их ребенком в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение. Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению роли судей при проведении соревновательных игр, выполнению роли капитанов команды, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.

Дети выполняют эти задания с удовольствием, совершенствуют и осознанно используют собственный двигательный опыт: они закрепляют свои знания о технике движений, пространственном положении частей тела; совершенствуют телесные представления; прислушиваются к ним, понимают и корректируют выполняемые движения; учатся ориентироваться в пространстве; приобретают организаторские навыки.


  • Повторение упражнений. Используется с целью освоения элементов техники движения (изменение места проведения, в игровой и соревновательной формах).

  • Игровая форма. Используется для закрепления двигательного навыка, развития физических качеств в изменяющихся условиях. Носит комплексный характер, приводит к динамичности сформированности двигательных стереотипов. Игровые задания дети выполняют в индивидуальном темпе. Они не имеют правил и направлены на закрепление умений, подводят к подвижным играм.

  • Соревновательная форма. Предъявляет более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам, повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Дети могут применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях. Эстафеты используются в старшей группе, игры с элементами соревнований – в среднем дошкольном возрасте.

  • Проблемные ситуации. Развивают у детей логическое мышление, ставят детей перед выбором. Например, воспитатель предлагает дошкольникам придумать свои игры и имитационные движения, варианты физических упражнений и подвижных игр, свои собственные движения, которые можно выполнить одному или с группой детей, с предметами и без них.

Все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны приме






Литература


  1. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя дет.сада/ Е.Н.Вавилова.- М.:Просвещение,1983.-144 с., ил.

  2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2001.-368 с.(42-51).

  3. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.для студентов пед.ин-тов по спец. № 2110 «Дошк.педагогика и психология (дошк)». - 3-изд., испр. И доп.-М.:Просвещение,1985.-271с.,ил. (стр.40-53).

  4. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие / В.Н. Шебеко.-Минск: Высшая школа,2010.-288 с.

  5. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение,1984.-208с., ил.

Материалы для закрепления умения учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование применять теоретические знания в решении проблемных ситуаций


Тема 1.4. «Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания»

Ситуация №1

Руководитель физической культуры обратил внимание на то, что ребенок старшего дошкольного возраста затрудняется выполнить наклон вперед.

  1. Укажите приемы, наиболее целесообразные для использования в представленной ситуации.

  2. Охарактеризуйте требования, которые предъявляются к ним.


Ситуация №2

В средней группе в начале года была организована игра «Кто кого перегонит». «Молодец, Вадик, обогнал Сережу”,- сказал педагог. Сережа заплакал… Эту ситуацию наблюдал руководитель физической культуры.

  1. О чем забыл воспитатель? Какие методические ошибки в организации физического воспитания детей допустил воспитатель?

  2. Укажите примерную тематику вопросов для индивидуальной консультации руководителя физической культуры с данным воспитателем


Ситуация № 3

Показывая детям как подлезать под дугой, воспитатель задел привязанный к ней звоночек. «Видите, я задел звоночек, потому что я – большой, а вы подлезайте так, чтобы он не звонил…»

  1. Как вы оцениваете такой показ педагога?

  2. Раскройте особенности использования приема наглядного метода в разных возрастных группах


Ситуация №4

Педагог младшей группы приготовил для игрового задания «Догони мяч» количество мячей, соответствующее числу детей.


  1. Правильно ли поступил воспитатель дошкольного образования?

  2. Укажите, какие методические приемы целесообразно применять в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста?


Ситуация №5

Педагог говорит детям старшей группы: «ДО середины скамейки будете идти на носках, а дальше - по-разному, кто как умеет…»

  1. Как вы думаете, какие основания есть у воспитателя для постановки задачи в такой форме?


Примерные вопросы и задания для самопроверки знаний учащихся


1. Какие методы и приемы обучения применяются на этапе ознакомления детей с движением?

2. Назовите возможные мотивы использования показа как приема обучения на этапе углубленного разучивания упражнения.

3. Какие приемы обучения доминируют на этапе закрепления и совершенствования движений?

4. Какова роль воспитателя в ситуациях, когда упражнение показывает ребенок?

5. Почему нужно менять характер показа, если он используется многократно?

6. Почему команда как прием обучения не имеет эффекта для детей младшего возраста?

7. Какие приемы обучения способствуют формированию оценочных суждений о движении?

8. Какова логика использования зрительных ориентиров?

9. Как согласуется направленность обучения движениям с подбором методов и приемов в каждом дошкольном возрасте?


Практические задания


1. Продемонстртруйте придуманные вами игровые приемы, вызывающие у детей интерес к физическим ситуациям.

2. Подберите литературно-художественный и песенный материал различного функционального предназначения, продемонстрируйте его применение в конкретных ситуациях.

3. Разработайте элементарные и доступные детям двигательные задания, требующие для своего выполнения активности мысли, направленной на поиск нужного решения.

4. Составьте картотеку методической литературы по проблеме изучения.








11