СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы по развитию речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация показывает как и с помощью чего можно помогать в развитии речи

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы по развитию речи младших школьников»

 «Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

«Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, плохо понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» К.Д.Ушинский

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, плохо понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета»

К.Д.Ушинский

 Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся  Работа над словарём  (уточнение, обогащение и активизация) 1.Расширить детский словарь; 2.Пассивный словарь сделать активным; 3. Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся

Работа над словарём

(уточнение, обогащение и активизация)

1.Расширить детский словарь;

2.Пассивный словарь сделать активным;

3. Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

 Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся  Работа над словами с непроверяемым написанием (методика С.Н. Лысенковой) Блоки «Школа», «Россия», «На реке», «Птицы».

Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся

Работа над словами с непроверяемым написанием (методика С.Н. Лысенковой)

Блоки «Школа», «Россия», «На реке», «Птицы».

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание. Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса, орфографическое проговаривание. Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений. Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание, обор лучших текстов. Пятница. Словарный диктант с использованием слов из данного блока и предыдущих блоков.

Понедельник.

Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание.

Вторник.

Запись в тетрадях по слогам, для переноса, орфографическое проговаривание.

Среда.

Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений.

Четверг.

Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание, обор лучших текстов.

Пятница.

Словарный диктант с использованием слов из данного блока и предыдущих блоков.

Игры со словами Подбор рифм к словам «крокодил – угодил» «Саша - Маша» «колобок - уголок» Узнай предмет по описанию Лохматый, косолапый, бурый. Кто это? Яркое, тёплое, лучистое. Что это?

Игры со словами

Подбор рифм к словам

«крокодил – угодил»

«Саша - Маша»

«колобок - уголок»

Узнай предмет по описанию

Лохматый, косолапый, бурый. Кто это?

Яркое, тёплое, лучистое. Что это?

Игры со словами Узнай предмет по его действиям. Летает, жужжит, жалит. Кто это? Ржёт, бегает, скачет. Кто это? Узнай предмет по его частям. Перья, хвост, крылья, когти. Кто это? Крылья, хвост, мотор, стекло. Что это?

Игры со словами

Узнай предмет по его действиям.

Летает, жужжит, жалит. Кто это?

Ржёт, бегает, скачет. Кто это?

Узнай предмет по его частям.

Перья, хвост, крылья, когти. Кто это?

Крылья, хвост, мотор, стекло. Что это?

Игры со словами Продолжи ряд слов. Стол, стул, диван… Книга, альбом, блокнот… Дождь, ветер, иней… Белый, синий, черный…

Игры со словами

Продолжи ряд слов.

Стол, стул, диван…

Книга, альбом, блокнот…

Дождь, ветер, иней…

Белый, синий, черный…

Игры со словами Лишнее слово. Дуб, сосна, роза, клён; Поезд, троллейбус, автобус, автомобиль; Голубой, легкий, жёлтый, синий; Понедельник, среда, вечер, суббота;

Игры со словами

Лишнее слово.

Дуб, сосна, роза, клён;

Поезд, троллейбус, автобус, автомобиль;

Голубой, легкий, жёлтый, синий;

Понедельник, среда, вечер, суббота;

Игры со словами Магнитная цепочка слов. Цветок. Цветок, запах. Цветок, запах, растение. Цветок, запах, растение, сад. Цветок, запах, растение, сад, оттенки.

Игры со словами

Магнитная цепочка слов.

Цветок.

Цветок, запах.

Цветок, запах, растение.

Цветок, запах, растение, сад.

Цветок, запах, растение, сад, оттенки.

Игры со словами Работа с предлогами. Составим словосочетания с предлогами:  к, на, над, под, за и т.д.

Игры со словами

Работа с предлогами.

Составим словосочетания с предлогами:

к, на, над, под, за и т.д.

Игры со словами Деление текста на предложения. В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его иголках зеленели яблоки какой он запасливый. .

Игры со словами

Деление текста на предложения.

В кустах послышался шорох кто там вдруг

показался ёжик на его иголках зеленели яблоки какой он запасливый.

.

Игры со словами Яблонька. яб ло нь ка

Игры со словами

Яблонька.

яб

ло

нь

ка

Игры со словами Кто быстрее составит слово, предложение. О,д,м; у,д,б; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и. (Дом, дуб, двор, сад, дрова, дети) Из данных слов составить предложение, рассказ.

Игры со словами

Кто быстрее составит слово, предложение.

О,д,м; у,д,б; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и.

(Дом, дуб, двор, сад, дрова, дети)

Из данных слов составить предложение, рассказ.

Игры со словами Наугад.  Озеро, карандаш, медведь.  Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.

Игры со словами

Наугад.

Озеро, карандаш, медведь.

Медведь уронил в озеро карандаш.

Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.

Работа со скороговорками. Скороговорка с продолжением.  Проще простого простаку Прохору -просыпать просо просто так, -пройти по проволоке, -провести праздничный приём, - приобрести прибор для причёсывания.

Работа со скороговорками.

Скороговорка с продолжением.

Проще простого простаку Прохору

-просыпать просо просто так,

-пройти по проволоке,

-провести праздничный приём,

- приобрести прибор для причёсывания.

Работа со скороговорками. Скороговорка с продолжением.   Расшалившийся малыш -шипел на кошку, -шлёпнул Шурика шёлковым шарфом, -смешивал вермишель с шоколадом, навешивал вермишель щенку на уши, швырял шишки в шкаф.

Работа со скороговорками.

Скороговорка с продолжением.

Расшалившийся малыш

-шипел на кошку,

-шлёпнул Шурика шёлковым шарфом,

-смешивал вермишель с шоколадом,

  • навешивал вермишель щенку на уши,
  • швырял шишки в шкаф.
Работа со скороговорками. Скороговорка с продолжением.   Весёлые свистуны Свистунов и Свистулькин -свистнули свежие сосиски, -свернули свадебную суету, -сваляли свистуна на свидание.

Работа со скороговорками.

Скороговорка с продолжением.

Весёлые свистуны Свистунов и Свистулькин

-свистнули свежие сосиски,

-свернули свадебную суету,

-сваляли свистуна на свидание.

Работа с пословицами и поговорками . Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде. Доброе дело и в воде не тонет. 1. Передай основной смысл пословицы. 2. Составь небольшой рассказ, поучительную сказку, маленькое стихотворение, текст-рассуждение. 3. Так одно предложение превращается в собственный авторский текст.

Работа с пословицами и поговорками .

Мал золотник, да дорог.

Друзья познаются в беде.

Доброе дело и в воде не тонет.

1. Передай основной смысл пословицы.

2. Составь небольшой рассказ, поучительную сказку, маленькое стихотворение, текст-рассуждение.

3. Так одно предложение превращается в собственный авторский текст.

Работа с пословицами и поговорками . Переведи на русский язык. 1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам) 2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) 3. Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия) 4.Сын леопарда – тоже леопард. (Африка) 5. Куда лопата ведёт, туда вода течёт. (Тибет) 6.Поле обеда приходится платить. (Англия) 7.Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

Работа с пословицами и поговорками .

Переведи на русский язык.

1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам)

2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

3. Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)

4.Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

5. Куда лопата ведёт, туда вода течёт. (Тибет)

6.Поле обеда приходится платить. (Англия)

7.Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

Работа с фразеологизмами . Фразеологический зверинец. Голоден как… Нем как…. Хитёр как….. Грязный как… Труслив как… Упрям как… Здоров как… Болтлив как… Изворотлив как… Колючий как… Надут как… Холоден как…

Работа с фразеологизмами .

Фразеологический зверинец.

Голоден как… Нем как…. Хитёр как…..

Грязный как… Труслив как… Упрям как…

Здоров как… Болтлив как… Изворотлив как…

Колючий как… Надут как… Холоден как…

Работа с фразеологизмами . Заменить одним словом фразеологизмы.  Мозолить глаза. Точить лясы. Клевать носом. Бить баклуши.

Работа с фразеологизмами .

Заменить одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза.

Точить лясы.

Клевать носом.

Бить баклуши.

Работа с фразеологизмами . Что это?  Его вешают, приходят в уныние; -его задирают, зазнаваясь; -его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; -не бельё, а их развешивают очень любопытные. Он в голове у легкомысленного человека; -его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; - На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Работа с фразеологизмами .

Что это?

Его вешают, приходят в уныние;

-его задирают, зазнаваясь;

-его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут;

  • не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

-не бельё, а их развешивают очень любопытные.

Он в голове у легкомысленного человека;

-его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;

- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Работа с фразеологизмами . Укажи фразеологизмы со значением.  БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ ОБМАНЫВАТЬ БЫСТРО Сломя голову водить за нос Сидеть сложа руки во весь дух  Втирать очки вводить в заблуждение  Во все лопатки высунув язык  Бить баклуши со всех ног

Работа с фразеологизмами .

Укажи фразеологизмы со значением.

БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ

ОБМАНЫВАТЬ

БЫСТРО

Сломя голову водить за нос

Сидеть сложа руки во весь дух

Втирать очки вводить в заблуждение

Во все лопатки высунув язык

Бить баклуши со всех ног

Работа с фразеологизмами . Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим.  О том, к чему трудно придраться («комар носа не подточит»)  Перестать слушаться («отбиться от рук») Бездельничать («сидеть сложа руки») Становится страшно («душа в пятки уходит») Работать очень хорошо («не покладая рук»)

Работа с фразеологизмами .

Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем,

когда говорим.

О том, к чему трудно придраться («комар носа не подточит»)

Перестать слушаться («отбиться от рук»)

Бездельничать («сидеть сложа руки»)

Становится страшно («душа в пятки уходит»)

Работать очень хорошо («не покладая рук»)

Работа с фразеологизмами . Найди пару (составить пары, противоположные по смыслу). не зги не видно жить своим горбом заварить кашу воспрянуть духом по чайной ложке на ночь глядя чуть свет как кошка с собакой повесить нос хоть иголки собирай  на чужой шее сидеть единым духом  душа в душу расхлёбывать кашу  сидеть сложа руки не покладая в рук

Работа с фразеологизмами .

Найди пару (составить пары, противоположные по смыслу).

не зги не видно жить своим горбом

заварить кашу воспрянуть духом

по чайной ложке на ночь глядя

чуть свет как кошка с собакой

повесить нос хоть иголки собирай

на чужой шее сидеть единым духом

душа в душу расхлёбывать кашу

сидеть сложа руки не покладая в рук

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Игры со словами Наугад.  Озеро, карандаш, медведь.  Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.

Игры со словами

Наугад.

Озеро, карандаш, медведь.

Медведь уронил в озеро карандаш.

Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.

Работа со скороговорками. Скороговорка с продолжением.  Проще простого простаку Прохору -просыпать просо просто так, -пройти по проволоке, -провести праздничный приём, - приобрести прибор для причёсывания.

Работа со скороговорками.

Скороговорка с продолжением.

Проще простого простаку Прохору

-просыпать просо просто так,

-пройти по проволоке,

-провести праздничный приём,

- приобрести прибор для причёсывания.

Работа со скороговорками. Скороговорка с продолжением.   Расшалившийся малыш -шипел на кошку, -шлёпнул Шурика шёлковым шарфом, -смешивал вермишель с шоколадом, навешивал вермишель щенку на уши, швырял шишки в шкаф.

Работа со скороговорками.

Скороговорка с продолжением.

Расшалившийся малыш

-шипел на кошку,

-шлёпнул Шурика шёлковым шарфом,

-смешивал вермишель с шоколадом,

  • навешивал вермишель щенку на уши,
  • швырял шишки в шкаф.
Работа со скороговорками. Скороговорка с продолжением.   Весёлые свистуны Свистунов и Свистулькин -свистнули свежие сосиски, -свернули свадебную суету, -сваляли свистуна на свидание.

Работа со скороговорками.

Скороговорка с продолжением.

Весёлые свистуны Свистунов и Свистулькин

-свистнули свежие сосиски,

-свернули свадебную суету,

-сваляли свистуна на свидание.

Работа с пословицами и поговорками . Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде. Доброе дело и в воде не тонет. 1. Передай основной смысл пословицы. 2. Составь небольшой рассказ, поучительную сказку, маленькое стихотворение, текст-рассуждение. 3. Так одно предложение превращается в собственный авторский текст.

Работа с пословицами и поговорками .

Мал золотник, да дорог.

Друзья познаются в беде.

Доброе дело и в воде не тонет.

1. Передай основной смысл пословицы.

2. Составь небольшой рассказ, поучительную сказку, маленькое стихотворение, текст-рассуждение.

3. Так одно предложение превращается в собственный авторский текст.

Работа с пословицами и поговорками . Переведи на русский язык. 1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам) 2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) 3. Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия) 4.Сын леопарда – тоже леопард. (Африка) 5. Куда лопата ведёт, туда вода течёт. (Тибет) 6.Поле обеда приходится платить. (Англия) 7.Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

Работа с пословицами и поговорками .

Переведи на русский язык.

1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам)

2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

3. Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)

4.Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

5. Куда лопата ведёт, туда вода течёт. (Тибет)

6.Поле обеда приходится платить. (Англия)

7.Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

Работа с фразеологизмами . Фразеологический зверинец. Голоден как… Нем как…. Хитёр как….. Грязный как… Труслив как… Упрям как… Здоров как… Болтлив как… Изворотлив как… Колючий как… Надут как… Холоден как…

Работа с фразеологизмами .

Фразеологический зверинец.

Голоден как… Нем как…. Хитёр как…..

Грязный как… Труслив как… Упрям как…

Здоров как… Болтлив как… Изворотлив как…

Колючий как… Надут как… Холоден как…

Работа с фразеологизмами . Заменить одним словом фразеологизмы.  Мозолить глаза. Точить лясы. Клевать носом. Бить баклуши.

Работа с фразеологизмами .

Заменить одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза.

Точить лясы.

Клевать носом.

Бить баклуши.

Работа с фразеологизмами . Что это?  Его вешают, приходят в уныние; -его задирают, зазнаваясь; -его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; -не бельё, а их развешивают очень любопытные. Он в голове у легкомысленного человека; -его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; - На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Работа с фразеологизмами .

Что это?

Его вешают, приходят в уныние;

-его задирают, зазнаваясь;

-его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут;

  • не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

-не бельё, а их развешивают очень любопытные.

Он в голове у легкомысленного человека;

-его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;

- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Работа с фразеологизмами . Укажи фразеологизмы со значением.  БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ ОБМАНЫВАТЬ БЫСТРО Сломя голову водить за нос Сидеть сложа руки во весь дух  Втирать очки вводить в заблуждение  Во все лопатки высунув язык  Бить баклуши со всех ног

Работа с фразеологизмами .

Укажи фразеологизмы со значением.

БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ

ОБМАНЫВАТЬ

БЫСТРО

Сломя голову водить за нос

Сидеть сложа руки во весь дух

Втирать очки вводить в заблуждение

Во все лопатки высунув язык

Бить баклуши со всех ног

Работа с фразеологизмами . Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим.  О том, к чему трудно придраться («комар носа не подточит»)  Перестать слушаться («отбиться от рук») Бездельничать («сидеть сложа руки») Становится страшно («душа в пятки уходит») Работать очень хорошо («не покладая рук»)

Работа с фразеологизмами .

Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем,

когда говорим.

О том, к чему трудно придраться («комар носа не подточит»)

Перестать слушаться («отбиться от рук»)

Бездельничать («сидеть сложа руки»)

Становится страшно («душа в пятки уходит»)

Работать очень хорошо («не покладая рук»)

Работа с фразеологизмами . Найди пару (составить пары, противоположные по смыслу). не зги не видно жить своим горбом заварить кашу воспрянуть духом по чайной ложке на ночь глядя чуть свет как кошка с собакой повесить нос хоть иголки собирай  на чужой шее сидеть единым духом  душа в душу расхлёбывать кашу  сидеть сложа руки не покладая в рук

Работа с фразеологизмами .

Найди пару (составить пары, противоположные по смыслу).

не зги не видно жить своим горбом

заварить кашу воспрянуть духом

по чайной ложке на ночь глядя

чуть свет как кошка с собакой

повесить нос хоть иголки собирай

на чужой шее сидеть единым духом

душа в душу расхлёбывать кашу

сидеть сложа руки не покладая в рук

  «Ребенок идет в школу за счастьем,  а на урок за чудом».  Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья,  а каждый урок будет уроком чудес  для наших детей!  

«Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом». Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей!  

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!