СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы повышения мотивации учащихся к изучению предмета биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы повышения мотивации учащихся к изучению предмета биологии»

«Методы и приемы повышения мотивации учащихся к изучению предмета биологии»

Ахмедова Зарема Насрудиновна,

учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №30», 423838, Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица имени Ильдара Маннанова, дом 12

Тел.:89270426275, e-mail: [email protected]





«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К. Д. Ушинский

Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека.

Цель: осмысление собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников.

Задачи:

1.Показать необходимость повышения мотивации в современной школе.

2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях.

3. Представить наиболее эффективные методы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса на уроках биологии.

МОТИВАЦИЯ - это желание учащегося без принуждения (с удовольствием) выполнять какую-либо деятельность: в данном случае - учиться.

Виды мотивов учения

Познавательный (активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом)

Социальный (активность ученика в учении направлена на отношения с другими людьми)

Широкие познавательные (ориентация школьников на овладение новыми знаниями)

Широкие социальные (стремление получать знания, чтобы быть полезным, осознание социальной необходимости)

Учебно-познавательные (ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний)

Мотивы самообразования (школьники направлены на самостоятельное совершенствование способов добывания знании)

Мотивы социального сотрудничества (стремление осознать, анализировать способы, формы своего сотрудничества с учителем и одноклассниками)

Важно понять три важных обстоятельства:

  1. мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;

  2. то, чему учат, можно выучить,

  3. профессионализм и мастерство педагога- это путь развития мотивации.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:

мотивационный,

операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности.

Уровни учебной мотивации школьнов:

1.     Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2.     Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.     Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

4.     Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)  

5.     Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно- психические нарушения.)

Основные причины снижения учебной мотивации подростков

* Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;

* Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить;

* Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

* Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще;

* Однообразная и авторитарная позиция учителей и родителей.

*Переизбыток медийной информации

*Умственное развитие ученика

*Пропаганда легкого образа жизни

*Отсутствие личной значимости предмета

*Непонимание цели учения

*Страх перед школой

Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал, надо чтобы он не отставал.

Наиболее известные методы, используемые для развития учебной мотивации: «Дидактические игры»- специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. «Ситуация успеха»-это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Различают предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя. «Соревнование»-при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. «Проекты», в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему. «Проблемные ситуации»-не вводить знания в готовом виде, создать ситуацию поиска. Приемы: «Привлекательная цель»- в достижении которой ученики волей-неволей выполняют то учебное действие, которое планирует учитель. «Прогнозирование»-дается ситуация, необходимо спрогнозировать к чему это может привести. «Отсроченная отгадка»- в начале урока учитель задает детям вопрос (сообщает интересный факт), ответ на который можно найти в процессе изучения нового материала. «Оратор». Суть приема в том, чтобы за одну минуту убедить собеседника в необходимости изучения темы. «Автор» – прием, направленный на то, чтобы донести до учеников важность и нужность изучаемой темы с позиции автора учебника. «Профи» – предполагает объяснение необходимости изучения темы, исходя из будущей профессии. «Кумир» – при использовании приема повышения мотивации на уроке детям раздаются карточки, на которых указаны различные кумиры. Задача учеников проявить фантазию и от имени известных людей доказать важность новой темы. «Фантазер» – учитель пишет на доске тему урока и предлагает ученикам назвать пять способов использования в повседневной жизни знаний, умений и навыков по этой теме. «Верные – неверные утверждения». Учитель предлагает детям выбрать верные и неверные, на их взгляд, утверждения по новой теме. При выборе ученики полагаются на свой опыт, знания или просто выбирают наугад. Таким образом они настраиваются на изучение материала, выделяют ключевые моменты. В этом приеме присутствует и соревновательный момент, благодаря чему внимание класса удерживается до конца урока, когда учитель предлагает вернуться к сделанному выбору и проверить, какие утверждения были правильными. «Лови ошибку». В процессе объяснения новой темы учитель специально допускает ошибку. Ученики же, обнаружив ее, должны сообщить об этом жестом или поднятием руки. Такой прием направлен на повышение внимания детей на уроках. «Посмотри на мир чужими глазами». К примеру, при изучении темы «Круговорот воды» педагог предлагает ученикам представить себя каплей дождя или льдинкой и описать все, что с ними происходит. «Удивляй» – данный прием мотивации на уроке заключается в том, чтобы рассказать ученикам удивительный факт, относящейся к изучаемой теме. Для создания интриги, учитель может использовать такой прием мотивации на уроке, как «Да – нет». Он загадывает что-либо, относящееся к теме урока, а дети, задавая наводящие вопросы, должны отгадать, что было загадано. При этом учитель может отвечать только «да» или «нет».

Нужно учитывать, что в процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

Практическая часть

В течение 2023-2024 учебного года в одной из 5-х классов использовала внедрение системы приемов, способствующих развитию мотивации при проведении уроков. Для исследования школьной мотивации, использована методика Н.Г. Лускановой, которая была проведена дважды во 2 и в 4 четвертях в экспериментальной и контрольной группах для изучения динамики и сравнения изменений.

Результаты диагностики двух классов пятой параллели во 2 четверти



Результаты диагностики двух классов пятой параллели в 4 четверти

Таким образом, по результатам диагностики, выявлена динамика развития мотивации учения, поэтому результаты апробации предлагаемой системы приемов, позволяют говорить о том, что она является эффективным способом развития мотивации школьников.

Вывод

Каждый метод и прием по-своему уникален и в то же время прост. В зависимости от темы урока он может наполняться определенным содержанием, который можно внедрять в образовательный процесс в зависимости от сферы интересов детей или конкретного ребенка, что позволяет раскрытию индивидуальных способностей учащихся. Данные приемы, безусловно, не являются единственным способом достижения высокого уровня развития мотивации. Сегодня  быть педагогически  грамотным  специалистом нельзя без изучения  всего обширного арсенала образовательных технологий. Именно от учителя, форм и приёмов его работы, содержания учебного материала зависит формирование мотивации учения.



В конце, чтобы подтвердить значимость установки учителя, для раскрытия потенциала ребенка, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.

Состоял он в следующем: психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.

А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Установка, данная учителям, передалась детям. Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным. Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку, а это стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы.

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский