СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенка испытывающего страх отчетливо видно в ходе наблюдения. В его поведении заметна беспокойство и напряженность, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Перед тем как проводить коррекционную работу по преодолению страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам подвержены дети.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста»

Методы и приемы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Ребенка испытывающего страх отчетливо видно в ходе наблюдения. В его поведении заметна беспокойство и напряженность, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Перед тем как проводить коррекционную работу по преодолению страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам подвержены дети. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком и отсутствия конфликта. Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими в основе страхов переживаниями, например, смерти и наказания, опасаясь признаться в них родителям. Будет лучше, если о страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем будет легче и самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок. [12]

Немаловажной составляющей частью работы психолога с детскими страхами заключается в определении страхов и установлении причин. Для выявления детских страхов у каждого психолога существует своя методика. Но в основном все методики очень похожи и основываются на основных типичных особенностях детской психики.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только разновидности психологической болезни, но и причину ее возникновения. Одни специалисты используют для этого лепку, другие - рисование, а третьи предпочитают беседы с ребенком. Все вышеперечисленные способы дают эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка.

Для диагностики психических состояний детей, а именно страхов и тревожности используются различные методики. Это могут быть проективные методики:

- методика А. Прихожан, когда дети придумывают рассказы по картинкам. Эта методика используется в выявлении тревожности у детей возраста 6-11 лет и позволяет выявить общий уровень тревожности.

- проективный тест «Рисунок семьи» представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

- проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика определяет наличие страхов, тревожности, неуверенность в себе.

- проективные методики, предложенные Захаровым «Что мне сниться страшное», «Чего я боюсь днем», «Во дворе, на улице» и т.д.

- проективная методика «Выбери нужное лицо» - тест тревожности [11]

- опросник Филипса. В нем 58 вопросов, на которые нужно ответить односложно «Да» или «Нет». Данная методика позволяет выявить, что конкретно тревожит того или иного ученика в школе . [12]

Так же может быть использован опросник Спилбергера - Ханина на исследование тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. [22]

Еще используются опросник страхов А.И. Захарова, направленный на выявление имеющихся страхов у детей.

Методика «Страхи в домиках», предложенная Захаровым (модификация Панфиловой). Уточняет и выявляет преобладающие виды страхов.

Методика «Неоконченные предложения» Г.Я. Кудрина помогает получить дополнительные сведения о причинах страхов, выявляет скрытые переживания ребенка. И другие методики

В психотерапии существует множество методик психологической коррекции страхов. Наиболее простые и эффективные с детьми - это: игра ,рисование, фантазирование, сочинение историй, сказок и др.

Рисование - творческий акт, который позволяет детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, надежды и мечты.

Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и выражение отношения к ней,ее моделирование. Поэтому через рисунки лучше понимаются интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учитывается это при устранении страхов [11].

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Коррекция посредством игротерапии. В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.

В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра — это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал.

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал способствует сублимации.

Структурированный игровой материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию коммуникативных действий). По своей сути структурированный игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоению способов поведения.

Игры бывают ролевые и предметные , спонтанные и направленные (организованные). Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая - на каком-либо образе. Смешанные игры - предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. В спонтанной игре содержание предопределено самими детьми, в организованной существует определенный набор правил, ограничений, игра направляется взрослыми или сверстниками. [23]

Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, темперамент, характер. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

Терапевтическая функция игры заключается в том, что в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование - катарсис Рисование, фантазирование, сочинение всяких историй можно считать аналогом игры - тоже часто используется в борьбе с детскими страхами. [3]

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка. [23]

В работе со страхами также используют сказкотерапию. Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить драматизацию известных сказок с целью объединения детей, преодоления страхов перед сказочными персонажами: Змеем Горынычем, Бабой Ягой, Кощеем, волком. Работа со сказками часто даётся как домашнее задание родителям, для занятий с детьми дома .

Наряду с вышеперечисленными методиками для преодоления страхов, предлагается использовать в рамках игровой терапии куклотерапию. Цель куклотерапии - помочь детям ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье . [11]

Таким образом, из множетсва разнообразных приемов и методов психологической коррекции детских страхов самыми распространенными и простыми являются - использование изобразительного творчества и игры.