СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы»

« Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы » Нестерок Виктория Валерияновна учитель начальных классов МБОУ Лицея №2 Купинского района

« Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы »

Нестерок Виктория Валерияновна

учитель начальных классов МБОУ Лицея №2 Купинского района

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.  В.А.Сухомлинский  А что же такое читательская грамотность?  Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В.А.Сухомлинский

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

1 этап Работа с текстом до чтения  Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста Приемы: 1. Отсроченная отгадка 2.Ассоциации 3.Обращение к жизненному опыту 4. Ассоциативный куст 5. «Дерево предсказаний» 6. Верите ли вы? 7. Чтение фамилии автора, название текста; 8. Чтение выделенных слов; 9. Рассматривание иллюстраций; 10. Высказывание предположений о теме, содержании текста

1 этап

Работа с текстом до чтения

Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста

Приемы:

1. Отсроченная отгадка

2.Ассоциации

3.Обращение к жизненному опыту

4. Ассоциативный куст

5. «Дерево предсказаний»

6. Верите ли вы?

7. Чтение фамилии автора, название текста;

8. Чтение выделенных слов;

9. Рассматривание иллюстраций;

10. Высказывание предположений о теме, содержании текста

2этап Работа с текстом во время чтения Цель  Обеспечить полноценное восприятие текста . Приемы:  1.Читаем и спрашиваем.  2.Составление вопросного плана.  4. Диалог с автором.  5. Чтение про себя с вопросами  6.Работа с ключевыми словами.  7. Чтение текста по частям с комментированием;  8. Работа с малознакомыми, непонятными словами;  9.Выборочное чтение;  10. Беседа по содержанию;  11. Сравнение содержания текста со своим предположением.  12.Кластер.

2этап

Работа с текстом во время чтения

Цель Обеспечить полноценное восприятие текста .

Приемы: 1.Читаем и спрашиваем.

2.Составление вопросного плана.

4. Диалог с автором.

5. Чтение про себя с вопросами

6.Работа с ключевыми словами.

7. Чтение текста по частям с комментированием;

8. Работа с малознакомыми, непонятными словами;

9.Выборочное чтение;

10. Беседа по содержанию;

11. Сравнение содержания текста со своим предположением.

12.Кластер.

3 этап  Работа с текстом после чтения  Цель:  Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла Приемы: постановка проблемного вопроса к тексту;  повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;  высказывание и аргументация отношения к прочитанному;  характеристика событий, места действия, поступков героев;  выполнение творческих заданий учащимися.

3 этап Работа с текстом после чтения

Цель: Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла

Приемы:

  • постановка проблемного вопроса к тексту;
  • повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
  • характеристика событий, места действия, поступков героев;
  • выполнение творческих заданий учащимися.
 Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант

Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант

Читай только первые слоги. Какие слова получились? канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень

Читай только первые слоги.

Какие слова получились?

канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень

 В каждой строчке найди 5 слов   ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ

В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ

Прочитай слова, вернув гласные буквы на место  слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт

Прочитай слова, вернув гласные буквы на место

слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт

Прочитай поговорку правильно  Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. У короткого языка – длинный ум. Без пирога теста не испечёшь. Что написано топором, не вырубишь пером. Птичке клетка дороже золотой ветки .

Прочитай поговорку правильно

  • Труд портит, а лень - кормит.
  • За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
  • Один раз отмерь – семь раз отрежь.
  • У короткого языка – длинный ум.
  • Без пирога теста не испечёшь.
  • Что написано топором, не вырубишь пером.
  • Птичке клетка дороже золотой ветки .
Упражнения для развития навыка быстрого чтения  1. «Шторка»  2. «Чтение наоборот»  3. «Текст-вертушка»  4. «Текст с наложением»  5. «Текст с картинками» и др.

Упражнения для развития навыка быстрого чтения 1. «Шторка» 2. «Чтение наоборот» 3. «Текст-вертушка» 4. «Текст с наложением» 5. «Текст с картинками» и др.

 Взаимооценивание Стратегия «Светофор» карточка с зеленым кружком , если уверены в ответе; карточка с желтым кружком , если ответ был частичный или если слегка неуверенны в точности своего ответа; карточка с красным кружком , если не знали и не было ответа.

Взаимооценивание

Стратегия «Светофор»

  • карточка с зеленым кружком , если уверены в ответе;
  • карточка с желтым кружком , если ответ был частичный или если слегка неуверенны в точности своего ответа;
  • карточка с красным кружком , если не знали и не было ответа.