«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача актуальна, потому что чтение играет очень важную роль в образовании и воспитании обучающихся.
Сформированный навык чтения - это база для дальнейшего обучения школьным предметам, основной источник получения информации, это возможность для самостоятельного приобретения учениками новых знаний, а в дальнейшем основа для самообразования.
Термин «чтение» в узком смысле это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком — техника чтения плюс понимание прочитанного.
Он включает следующие компоненты:
Восприятие графической формы слова,
Перевод её в звуковую форму,
Понимание прочитанного (слова — словосочетания — предложения — текста).
Развивая навык чтения, учитель исходит из сущности этого навыка для которого характерны две взаимосвязанных стороны: одна из них - находит свое выражение в движении глаз и речедвигательных процессах, другая - в движении мыслей и чувств, вызванных содержанием прочитанного.
То есть чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого.
По мере овладения учащимися процессом чтения происходит сближение указанных компонентов, возникает взаимодействие между ними.
Дальнейшее совершенствование у младших школьников умения читать достигается, во-первых, через развитие техники чтения, всё большей его автоматизации, а во-вторых, через углубление умения понимать содержание произведения и его смысл.
Решающее значение здесь приобретает развитие у детей воображения, ассоциативного мышления, формирование способности живо и ярко воспринимать каждый из созданных писателем или поэтом образов, сюжетных ситуаций, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, обдумывать рассуждения героев, их отношение к окружающей жизни, к людям, то есть понимать нравственные ценности, заключенные в произведении.
Итак, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической.
Технические упражнения по формированию навыка чтения ученики выполняют в начале урока, и для этого я использую тексты Валентины Крутецкой из её пособия «Окружающий мир» 2-4 класс.
Данные тексты не имеют большой художественной ценности, в них содержится интересная и доступная информация о растениях и животных, а основное время урока отводится на чтение и работу над программным художественным произведением.
Практикую следующие виды коллективных упражнений:
Работа с таблицами слов
Детям предлагаются различные задания:
прочесть строчку или столбец;
произвольное прочтение слов;
найти в таблице указанные слова;
чтение с постепенным присоединение всех слов в строчке на одном дыхании.
Сначала используются таблицы с простыми односложными словами (тренажёры Максима Ильина), а затем переходим к более сложным, состоящим из 2-3 слогов.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30 или буквы алфавита, которые расположены в хаотичном порядке. Детям за 30 секунд нужно найти и по порядку назвать все числа или буквы. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.
Найди слово
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько слов. Ученикам как можно быстрее надо найти, обвести зелёным карандашом и назвать, где напечатаны слова, которые поочередно будет называть учитель.
Пирамидки слов
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.
Первый — последний
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Рамка для чтения
Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.
Прием «Молния»
Детям на очень короткое время показываю слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения я готовлю презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предлагается другая подборка слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать прочитать слово, а попросить написать его после того, как оно исчезнет.
Прием «Буксир»
В качестве ведущего выступать ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово.
Прием «Спрятанные буквы и слова»
слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
разрезанное слово — карточку с написанным словом или предложением разрезаю вдоль и предлагаю детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
Прием «Скороговорка»
Ученикам предлагается небольшой текст для чтения в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь.
Прием «Повторное чтение»
Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.
Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее.
Прием «День — ночь»
В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков предлагаю читать с соблюдением команд. Как только произношу: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение. Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.
Техническая сторона чтения посредством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот.
В своей практике более 10 лет для развития скорочтения использую тренажёры Максима Ильина, таблицы Шульте, пирамидки слов, последние два года я стала применять все описанные выше упражнения, поэтому мои ученики достигли неплохих результатов в технической стороне чтения.
На конец 1 полугодия 7 % читают на «3», 11% на «4», 81% читают на «5», причём 42% моих второклассников уже читают более 100-120 слов в минуту.
Вторая сторона чтения – смысловая, она проявляет себя как сложное умение. Оно связано с переработкой и усвоением содержания. Она не имеет ограничений в уровнях развития, не имеет пределов для совершенствования и углубления.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
В своей практике я использую приёмы технологии смыслового чтения и развития критического мышления:
Из технологии смыслового чтения использую следующие приёмы:
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются.
Ученики с высокой техникой чтения читают текст. Далее у детей спрашиваю, какие главные слова они могли бы выделить, и записываю их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагаю воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.
Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, используемым автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у детей, более ярким, полным.
Предлагаю прочитать предложение, подумать и составить по нему небольшой рассказ.
Из технологии развития критического мышления активно на уроках использую:
Синквейн
Ромашку Блума
Фишбоун
Отдельно хочу остановится на приёме «Ромашка Блума». Моим ученикам не понравилось оформление вопросов в виде ромашки, поэтому я им предложила заменить лепестки на прямоугольники. Так появился приём «Домик вопросов».
На уроках использую приём в его классической структуре, а на домашнее задание предлагаю уже по изученному тексту составить 6 простых вопросов по содержанию (Кто?
Где? Как? Зачем? Почему?) и ответить на них.
Мои ученики обожают работать с «Домиком вопросов» и при оформлении задания обязательно используют творческий подход, раскрашивают домик, придумывают необычные крыши, и, конечно, я только это приветствую.
Признаюсь, что активно все перечисленные приёмы в своей практике, стала использовать после того как выявила свой профессиональный дефицит.
Мои ученики были неуспешны при выполнении заданий ВПР по русскому языку в части работы с текстом. В своей деятельности всегда уделяла внимание только технической стороне чтения. Поэтому использование приёмом смыслового чтения и развития критического мышления дали свои первые результаты на 15% снизились проявления дисграфии и дислексии у моих учеников, повысился процент качества по предметам русский язык и литературное чтение с 46 до 62%, при написании комплексных работ снизился процент неупешности с 23 до 11% , а тестовых заданий с 19 до 8.
Развитие навыка чтения – сложный и длительный процесс. Использование предложенных технологических приемов позволит сделать его менее болезненным и более успешным.
Список литературы
Баязова Л. Б., Волков В. А. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения. Начальная школа. – 1998. - № 1.
Беленкова В. М. Приёмы выработки у детей навыков чтения. Начальная школа. – 1991. - № 2.
3. Бондаренко А. Работа над дикцией в начальных классах. Начальная школа. – 1987. - № 1.
4. Игнатьева Л. Хоть недостаточно, надо действовать. Начальная школа. – 1997. – № 8. – февраль.
5. Николаева Л. Пусть в речи отразится чувство. Начальная школа. – 1997. – № 30, 31, 32. – август.
6. Стрельцова О. Тогда все будут хорошими. Начальная школа. – 2000. – № 20. – май.
Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. Начальная школа. – 1996. - №
Интернет-ресурсы
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/04/03/tekhnologii-sovershenstvovaniya-navykov-chteniya-u
https://infourok.ru/sovershenstvovanie-navika-chteniya-mladshih-shkolnikov-518828.html
https://urok.1sept.ru/articles/606173
https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/02/19/formirovanie-gramotnogo-i-osoznannogo-chteniya-kak
7