СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования смыслового чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить детей читать бегло и осознанно

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования смыслового чтения"»

«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»



Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача актуальна, потому что чтение играет очень важную роль в образовании и воспитании обучающихся.

Сформированный навык чтения - это база для дальнейшего обучения школьным предметам, основной источник получения информации, это возможность для самостоятельного приобретения учениками новых знаний, а в дальнейшем основа для самообразования.

Термин «чтение»  в узком смысле это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком — техника чтения плюс понимание прочитанного.

Он включает следующие компоненты:

  1. Восприятие графической формы слова,

  2. Перевод её в звуковую форму,

  3. Понимание прочитанного (слова — словосочетания — предложения — текста).

Развивая навык чтения, учитель исходит из сущности этого навыка для которого характерны две взаимосвязанных стороны: одна из них - находит свое выражение в движении глаз и речедвигательных процессах, другая - в движении мыслей и чувств, вызванных содержанием прочитанного.

То есть чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого.

По мере овладения учащимися процессом чтения происходит сближение указанных компонентов, возникает взаимодействие между ними.

Дальнейшее совершенствование у младших школьников умения читать достигается, во-первых, через развитие техники чтения, всё большей его автоматизации, а во-вторых, через углубление умения понимать содержание произведения и его смысл.

Решающее значение здесь приобретает развитие у детей воображения, ассоциативного мышления, формирование способности живо и ярко воспринимать каждый из созданных писателем или поэтом образов, сюжетных ситуаций, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, обдумывать рассуждения героев, их отношение к окружающей жизни, к людям, то есть понимать нравственные ценности, заключенные в произведении.

Итак, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической.

Технические упражнения по формированию навыка чтения ученики выполняют в начале урока, и для этого я использую тексты Валентины Крутецкой из её пособия «Окружающий мир» 2-4 класс.

Данные тексты не имеют большой художественной ценности, в них содержится интересная и доступная информация о растениях и животных, а основное время урока отводится на чтение и работу над программным художественным произведением.

Практикую следующие виды коллективных упражнений:

  1. Работа с таблицами слов

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец;

  • произвольное прочтение слов;

  • найти в таблице указанные слова;

  • чтение с постепенным присоединение всех слов в строчке на одном дыхании.

Сначала используются таблицы с простыми односложными словами (тренажёры Максима Ильина), а затем переходим к более сложным, состоящим из 2-3 слогов.

  1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30 или буквы алфавита, которые расположены в хаотичном порядке. Детям за 30 секунд нужно найти и по порядку назвать все числа или буквы. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  1. Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько слов. Ученикам как можно быстрее надо найти, обвести зелёным карандашом и назвать, где напечатаны слова, которые поочередно будет называть учитель.

  1. Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний
  1. Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

  2. Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

  1. Прием «Молния»

Детям на очень короткое время показываю слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения я готовлю презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предлагается другая подборка слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать прочитать слово, а попросить написать его после того, как оно исчезнет. 

  1. Прием «Буксир»

В качестве ведущего выступать ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово.

  1. Прием «Спрятанные буквы и слова»
  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;

  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;

  • разрезанное слово — карточку с написанным словом или предложением разрезаю вдоль и предлагаю детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно  не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);

  1. Прием «Скороговорка»
Ученикам предлагается небольшой текст для чтения в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь.
  1. Прием «Повторное чтение»

Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее.

  1. Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков предлагаю читать с соблюдением команд. Как только произношу: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!»  все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение. Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Техническая сторона чтения посредством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот.

В своей практике более 10 лет для развития скорочтения использую тренажёры Максима Ильина, таблицы Шульте, пирамидки слов, последние два года я стала применять все описанные выше упражнения, поэтому мои ученики достигли неплохих результатов в технической стороне чтения.

На конец 1 полугодия 7 % читают на «3», 11% на «4», 81% читают на «5», причём 42% моих второклассников уже читают более 100-120 слов в минуту.

Вторая сторона чтения – смысловая, она проявляет себя как сложное умение. Оно связано с переработкой и усвоением содержания. Она не имеет ограничений в уровнях развития, не имеет пределов для совершенствования и углубления.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

В своей практике я использую приёмы технологии смыслового чтения и развития критического мышления:

Из технологии смыслового чтения использую следующие приёмы:

  • Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются.

  • Работа с ключевыми словами.

Ученики с высокой техникой чтения читают текст. Далее у детей спрашиваю, какие главные слова они могли бы выделить, и записываю их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагаю воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

  • Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, используемым автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у детей, более ярким, полным.

  • Рассказ по предложению.

Предлагаю прочитать предложение, подумать и составить по нему небольшой рассказ.

Из технологии развития критического мышления активно на уроках использую:

  • Синквейн

  • Ромашку Блума

  • Фишбоун

Отдельно хочу остановится на приёме «Ромашка Блума». Моим ученикам не понравилось оформление вопросов в виде ромашки, поэтому я им предложила заменить лепестки на прямоугольники. Так появился приём «Домик вопросов».

На уроках использую приём в его классической структуре, а на домашнее задание предлагаю уже по изученному тексту составить 6 простых вопросов по содержанию (Кто?

Где? Как? Зачем? Почему?) и ответить на них.

Мои ученики обожают работать с «Домиком вопросов» и при оформлении задания обязательно используют творческий подход, раскрашивают домик, придумывают необычные крыши, и, конечно, я только это приветствую.

Признаюсь, что активно все перечисленные приёмы в своей практике, стала использовать после того как выявила свой профессиональный дефицит.

Мои ученики были неуспешны при выполнении заданий ВПР по русскому языку в части работы с текстом. В своей деятельности всегда уделяла внимание только технической стороне чтения. Поэтому использование приёмом смыслового чтения и развития критического мышления дали свои первые результаты на 15% снизились проявления дисграфии и дислексии у моих учеников, повысился процент качества по предметам русский язык и литературное чтение с 46 до 62%, при написании комплексных работ снизился процент неупешности с 23 до 11% , а тестовых заданий с 19 до 8.

Развитие навыка чтения – сложный и длительный процесс. Использование предложенных технологических приемов позволит сделать его менее болезненным и более успешным.































Список литературы

    1. Баязова Л. Б., Волков В. А. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения.  Начальная школа. – 1998. - № 1.

    2. Беленкова В. М. Приёмы выработки у детей навыков чтения.  Начальная школа. – 1991. -  № 2.

3. Бондаренко А.  Работа над дикцией в начальных классах.  Начальная школа. – 1987. - № 1.

4. Игнатьева Л. Хоть недостаточно, надо действовать.  Начальная школа. – 1997. – № 8. –  февраль.

5. Николаева Л. Пусть в речи отразится чувство.  Начальная школа. – 1997. – № 30, 31, 32. –  август.

6. Стрельцова О. Тогда все будут хорошими.   Начальная школа. – 2000. – № 20. –  май.

Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения.  Начальная    школа. – 1996. -  №




Интернет-ресурсы


  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/04/03/tekhnologii-sovershenstvovaniya-navykov-chteniya-u

  2. https://infourok.ru/sovershenstvovanie-navika-chteniya-mladshih-shkolnikov-518828.html

  3. https://urok.1sept.ru/articles/606173

  4. https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/

  5. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/02/19/formirovanie-gramotnogo-i-osoznannogo-chteniya-kak


7