«Методы и приёмы подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по географии»
.
Подготовка к ГИА
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема.
Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.
Работу по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ надо начинать с 5 класса
- Решение задач по чтению топографической карты
- Изучение вопросов о продолжительности дня в дни солнцестояний
- Изучение географической номенклатуры
- Работа на контурной карте
- . В 5-6 классах работа с географической номенклатурой (на настенных и индивидуальных картах показывают географические объекты.)
В 7 –ом классе
- Чтение климатических диаграмм и определение по ним климатических поясов
- Решение задач: узнать страну по ее описанию. Выучить столицы всех крупных государств, самые большие страны по площади и численности населения наизусть.
- Решение заданий: назвать и показать «Самый, самый на материке», что помогает привлечь внимание к рекордам на карте мира и лучше запомнить географические объекты.
В 8-ом классе
- Практикумы с использованием заданий ОГЭ при изучении тем: «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты», «Закономерности распределения температуры и осадков», «Население»
- Решение задач на определение миграционного или естественного прироста
- Работа с картой Административно-территориальное устройство России
В 8 и 9 классах
- Работа на знание столиц республик, краев и автономных округов и умение показать субъекты на карте
- Заучивание состава экономических районов и умение показать все объекты на карте.
Мониторинг знаний и умений. Мониторинг динамики готовности обучающихся к экзамену является важнейшим слагаемым успешной подготовки
Мониторинг предполагал следующие этапы изучения:
- предметная готовность или содержательная . В начале учебного года выявляю уровень имеющихся у учащихся знаний и умений, с целью определения пробелов в изученном материале, предлагаю им самостоятельно решить пробный вариант ОГЭ прошлых лет. Эта работа дает возможность определить, каков уровень знаний ученика, понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить внимание.
- информационная готовность (информирование учащихся о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков). Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов. Знакомлю учащихся со спецификацией и кодификатором КИМ , с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов. Объясняю, как оцениваются ответы на задания различных типов.
Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА
- Знакомство с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ .
(сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ», «Решу ОГЭ»).
- Учащиеся получают список интернет ресурсов , которые
они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии:
geo. ege .sdamgia.ru https://geo-oge.sdamgia.ru/
4 ege .ru https://4ege.ru/geographi/
Examen . ru – портал для абитуриентов и их родителей
ru.wikipedia.org https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия
Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА
- Комплексы электронных образовательных ресурсов
- видео уроки по подготовке к ОГЭ. Проводится совместный просмотр разбора заданий Https ://youtu.be/- kgXn21HK9Q
- для подготовки к итоговой аттестации обучающихся со слабой учебной мотивацией за курс основной школы по географии, может стать некоммерческий социальный проект: «Мульти - Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») https ://yandex.ru/video/search?text= социальный%20проект%3 A%20« Мульти%20-%20Россия»& path= wizard&parent-reqid =1614366047598308-831518948781858802500110-production-app-host-man-web-yp-282&wiz_type=vital
- https:// www.youtube.com/channel/UCQciFS-WLFVflutaMNy4mzg
- - психологическая готовность (состояние готовности – "настрой". Из-за отсутствия в школе психолога, психологическая помощь ложится на классного руководителя и учителя предметника). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность в подготовке, настроив ребенка на успех.
Индивидуальные и групповые консультации
- Провожу дополнительные занятия во внеурочное время. Значение имеет диагностика. Первая и последующие работы учащихся позволяют проследить динамику усвоения знаний . Это отражается в диагностической карте. Учащиеся и их родители видят объективную картину подготовки к ОГЭ.
- Высокие результаты экзамена по географии могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего периода обучения большое внимание уделяется работе с разными видами учебной информации, умению анализировать, сравнивать, выделять главное.
Фундаментом географической подготовки является работа с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. (знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.)
Важен самоконтроль при работе с контурными картами .
Карта в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Использование географических карт атласа при выполнении
экзаменационной работы
Задание 2 – работа с административно-политической картой России
(пограничные государства)
Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)
Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)
Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8-9 класс)
Задания 10-11 – работа с синоптической картой
Задание 14 – определение географических координат
Задание 17 - работа с картой «Плотность населения России»
Задание 18-21 – работа с топографической картой
Задание 22 - работа с административно-политической картой
Задание 24 – работа с картой часовых зон
Задание 27 – климатическая карта мира
Задания 25, 30 – карты регионов России, мира, политическая карта мира
Работа с синоптическими картами
Задания
10. Какой из перечисленных городов находится в зоне действия антициклона?
11. В каком из перечисленных городов на следующий день вероятно существенное потепление?
Выполнение задания
- Вспомни, какое давление в центре антициклона и
циклона.
2. Определи с помощью условных знаков (внизу карты),
как на карте обозначены антициклоны (В) и циклоны (Н).
3. Помни, что области распространения вихрей показаны
изобарами. Центры вихрей – в центре изобар.
4. Проверь положение каждого из перечисленных
городов относительно центров вихрей.
5. Знай, что потепление связано с прохождением тёплого
фронта, а похолодание – холодного.
6. Определи с помощью условных знаков, как
обозначены холодный и тёплый фронты.
7. Проверь, на какой из перечисленных городов
направлены выпуклые части условных знаков,
обозначающих тёплый и холодный фронты.
Работа с топографическими картами
Задание
20. Ваш младший брат зимой хочет покататься с друзьями
на лыжах с горки. Оцените, какой из участков,
обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Выполнение задания.
- Ознакомься с условными знаками в легенде карты. Найди
на карте все объекты, указанные в легенде.
2. Вспомни, в каких местах тебе удобно кататься с горки. (Должен
быть склон, свободный от кустарника, пней, камней, деревьев).
3. Запомни: неровности рельефа показывают с помощью горизонталей и
бергштрихов. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.
4. Найди горизонтали в каждом из указанных на карте участков.
5. Определи, на каком из трёх участков нет условных знаков, показывающих препятствия.
6. Сформулируй ответ.
Задание .
20. Фермер выбирает участок для закладки нового
фруктового сада.
Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а
летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также
должен иметь расположение, удобное для вывоза
собранного урожая на консервный завод.
Определите, какой из участков, обозначенных на карте
цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям.
Для обоснования своего ответа приведите два довода .
Выполнение задания .
- Подумай, какие участки местности получают больше тепла (те, которые освещаются солнцем большую
часть дня – они обращены к югу).
2. Найди стрелку в верхнем левом углу карты, которая показывает направление С-Ю.
3. Найди на карте склоны, показанные горизонталями, и реку. Это даст тебе возможность представить
рельеф местности - река всегда течёт в понижениях рельефа.
4. Найди на карте берег реки, обращённый к югу. На этом берегу будет участок, также обращённый к югу.
5. Если в местности не протекает река, то определи все склоны, обращённые к югу (а не расположенные в
южной части карты!).
6. Выбери тот участок, рядом с которым проходит дорога для вывоза урожая.
Задания.
18. Определите по карте расстояние по прямой от родника до церкви.
Результат округлите до десятков метров.
19 . Определите, в каком направлении от башни находится родник.
Выполнение заданий.
1. Найди на карте все объекты, показанные условными знаками,
поясняющимися в легенде (справа от карты).
2. Найди объекты, между которыми тебе нужно измерить расстояние и с помощью линейки определи расстояние между центрами знаков, которыми обозначены твои объекты. Измеряй точно, учитывая и миллиметры.
3. Прочитай значение именованного масштаба внизу карты (в 1 см … м)
4. Умножь значение масштаба на количество полученных сантиметров. Результат округляй по правилам округления.
5. Соедини твои объекты прямой линией. Через основание исходного объекта нарисуй так
6. Определи, в каком направлении находится целевой объект.
Задание.
11 . На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности,
построенные на основе карты по линии А – В. Какой из профилей
построен верно?
Выполнение задания
Профиль – это вертикальный разрез рельефа местности по
заданному направлению.
1. Проведи линию между точками А и В (маршрутная линия).
2. Найди информацию о том, через сколько метров проведены
основные горизонтали, и определи высоту горизонталей, которые
пересекает линия между точками А и В.
3. Приложи лист бумаги к линии А – В и отметь на нём короткими
штрихами места пересечения горизонталей с маршрутной линией.
4. Проставь на штрихах высоты точек пересечения линии А-В и
маршрутной линии.
5. От всех штрихов, обозначающих места пересечений, опусти
перпендикуляры на заранее подготовленную основу.
6. На каждом перпендикуляре отложи соответствующую высоту.
7. Соедини все получившиеся точки плавной линией, которая
изобразит профиль местности.
8. Среди предложенных в задании профилей выбери тот, который соответствует нарисованному тобой.
Определение географических координат
Задание
14. Определите, какой город имеет
географические координаты 56 0 с.ш. 49 0 в.д.
Выполнение задания
- Найди на карте параллель 56 0 в
северном полушарии.
2. Найди меридиан 49 0
в восточном
полушарии.
3 . Помни, что отсчёт параллелей производится
от экватора к северу и к югу; отсчёт
меридианов – к западу и востоку от нулевого
меридиана.
4. На пересечении искомых параллели и меридиана находится твой объект .
4. Найди соответствующие условные знаки на карте строения земной коры и сформулируй ответ.
Работа с картой строения земной коры
Задание
15 . Почему в Чили часто происходят землетрясения?
Выполнение задания
- Вспомни, что зоны землетрясений показаны на карте строения земной коры.
- Вспомни, что возникновение землетрясений связано с взаимодействием литосферных плит.
- Найди Чили сначала на политической карте мира, а затем определи положение Чили на карте строения
земной коры.
Выполнение заданий с использованием нескольких карт
Задание
30. Определите страну по описанию: «Территория этой страны имеет выход к Атлантическому океану.
На её территории расположена крайняя западная точка материка , на котором расположена страна. Климат
субэкваториальный . Символом страны являются коренастые великаны саванны – баобабы.»
Выполнение задания
- Выдели основные элементы описания (ГП, тип климата, природную зону).
- Определи, какие карты нужно использовать и найди на каждой карте названные в задании объекты
или явления.
3. Сопоставь полученную информацию с политической картой и определи, о какой стране идёт речь.
Самостоятельная работа
«Человек достигает результата, только делая что-то сам…» (А.Пятигорский, русский философ)
- Заключается в тренировке по применению и закреплению получаемых знаний с помощью решений заданий ГИА.
- Приём «Ответ с комментариями»
- Правильно подобранные
домашние задания
Накануне пробного экзамена знакомлю учащихся со стратегией работы на экзамене , которая должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Она включает 3 этапа работы.
Первый этап - отмечай верное и пропускай то, что сложно.
Второй этап – проверяй выполненное, отбрасывай неверное, используй географические атласы.
Третий этап - проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь.
- В апреле - мае провожу пробные экзамены в формате ГИА в резервные часы, предусмотренные в планировании. Анализ выполнения этих работ позволяет выявить пробелы в знаниях и в оставшееся до экзамена время попытаться их ликвидировать.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.
Спасибо за внимание