Методы и приёмы работы с текстом для достижения планируемых результатов МДП «Чтение. Работа с информацией».
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Поэтому сегодня хочу представить вашему вниманию те методы и приёмы работы с текстом, которые я использую в своей практике на примере работы по УМК «Перспектива».
Один из простых, но очень интересных приёмов «Верные и неверные утверждения», по – другому «Верите ли вы?» . Его суть заключается в том, что уч-ся предлагается таблица, в которой записаны разные возможные утверждения по изучаемой теме. Ребята заполняют первую часть таблицы, соглашаясь или опровергая эти суждения соответственно словом «да» или «нет» или же знаками «+» или «-« . Работа может выполняться в группах, парах или индивидуально. После чтения текста заполняется вторая часть таблицы. Далее идёт обсуждение результатов, ребята делают выводы о том, насколько они были правы в своих ответах и рассказывают, какие изменения они отметили. Для того, чтобы ребята учились правильно строить свои высказывания, им предлагается воспользоваться словами – помощниками.
На слайде (5) вы видите пример заполненной таблицы, которая была предложена ребятам перед чтением текста «Красная книга России».
Этот приём можно использовать на любом предмете. Например, на математике, при изучении темы «Числовой луч», дети отвечали на такие вопросы:
-Верите ли вы, что лучи бывают не только у солнца?
- Действительно ли луч бесконечен?
- Верите ли вы, что бывают «числовые лучи»?
Особенностью использования приёма «Чтение со стопами» является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идёт обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос. Этот прием очень эффективен при работе с текстами проблемного содержания. Он помогает детям детально прорабатывать материал. С использованием этого приёма ярким и интересным получился урок окружающего мира «Птичьи секреты». Статья учебника построена так, что нужно было сделать 3 остановки и разгадать 3 птичьих секрета.
Куда улетают перелётные птицы осенью?
Как птицы узнают о приближении трудного, голодного времени?
Какие хлопоты возникают у некоторых зимующих птиц осенью?
Плюс – Минус – Интересно. Суть этого приёма в том, что по ходу чтения текста уч-ся предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию. В графу «плюс» записывается информация, которая носит позитивный характер и может отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?». В графу «минус» - негативный характер и отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» . В графу «Интересно» уч-ся вписывают любопытные факты, о которых узнали из текста и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме.
(Пример на слайде 9)
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Написание синквейна требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе учащихся.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Синквейны можно составлять на всех предметах. Особенно хорошо получается на уроках окружающего мира и литературного чтения. На уроке чтения, при изучении басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» мы с ребятами описывали главных героев в летнее и осеннее время.
Лето | Осень |
Стрекоза | Красивая, весёлая Пела, танцевала, развлекалась Не думала о зиме Бездельница | Грустная, голодная Ползёт, умоляет, просит Надеялась, что муравей поможет ей Обманулась |
Муравей | Трудолюбивый, запасливый Работал, старался, заботился Летом готовился к зиме Труженик | Мудрый, справедливый Спрашивает, стыдит, не пускает Не пожалел стрекозу Молодец!(Безжалостный) В классе возникло 2 мнения!!! |
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — полная противоположность жёлтой. Она негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Представленные приёмы, взяты из технологии «Развития критического мышления». Конечно, это не все приёмы. Кроме них есть ещё интересные приёмы, такие, как «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Рыбий скелет» и т.д. Информацию об этих приёмах можно прочитать в Интернете.
А я, хочу рассказать ещё о двух приёмах, которые помогают мне готовить детей к пересказу текста.
Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.
Картинно-графический план должен последовательно отражать содержание текста (произведения). Все графические объекты, которые используются в плане, должны быть легко узнаваемы. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Изображения делать можно схематично, с помощью геометрических фигур. На слайде (12) пример картинно-графической схемы к татарской народной сказке «Три дочери».
Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти». Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.
С помощью интеллект - карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение, правило, текст. Она помогает готовить ребят к пересказу, изложению.
Как составить ментальную карту?
Возьмите лист бумаги и в центре напишите слово, которое описывает заданную тему. Заключите его в круг или овал.
От центральной темы ведите ветви и размещайте на них ключевые слова, связанные с основной мыслью.
Расширяйте карту. От уже готовых ветвей ведите новые, пишите на них слова, описывающие предыдущие.
Важные правила
Чтобы создание ментальной карты позволило использовать её по максимуму, соблюдайте правила:
В замкнутый контур помещается только основное слово, остальные же размещаются на ветках.
На одной ветви следует писать только одно слово.
Располагайте основное слово в центре и от него ведите ветви в разные стороны, а не в одну.
Лучше всего ключевые слова писать понятными, крупными печатными буквами, так их будет проще запоминать.
Длина одной ветви должна быть равна длине слова, располагающегося на ней. Это позволит избежать путаницы.
Можно и даже нужно использовать разные цвета, это позволит разделить мысли. Но лучше всего делать разноцветными ветви, а не слова. Буквы должны быть чёрными, так они будут сразу бросаться в глаза и легко восприниматься.
Буквы могут иметь разные размеры и толщину (они будут зависеть от важности ключевого слова).
Для наилучшего восприятия можно использовать символы, рисунки, но не слишком сложные, желательно схематические.
Все слова располагайте иерархически: сначала самые важные, потом второстепенные.
Есть еще очень хорошая технология продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание и восприятие текста.
И в завершении выступления несколько рекомендаций для учителей :
Разрабатывая урок, помните, что важно не количество приёмов, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому; Не нужно перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.
Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.
После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога).
Обязательно нужно включать активные формы работы - в парах, в группах, чтобы осуществлялось взаимодействие.
Приемы, о которых я рассказала, возможно, вам хорошо известны, но использование их от случая к случаю не приведет к нужным результатам,