Санитарно-просветительская работа (СПР)
Санитарное просвещение — комплекс мероприятий (образовательных, воспитательных и агитационных), направленных на:
формирование здорового образа жизни (ЗОЖ),
профилактику заболеваний,
сохранение и укрепление здоровья,
повышение трудоспособности людей,
продление их активной жизни.
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания
населения и формирования здорового образа жизни
Используемые медицинскими работниками методы и средства должны соответствовать основным принципам гигиенического обучения и воспитания и быть:
№ | Методы | Средства |
1. | Устный | Лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио, вечер вопросов и ответов и др. |
2. | Печатный | Памятки, буклеты, листовка, статья в газете, доска вопросов и ответов, лозунг, книга, брошюра, санбюллетень и др. |
3. | Наглядный | Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, альбомы, рисунки и др. |
4. | Смешанный | Телевидение, кинофильмы, выставки (стационарные и передвижные), уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки, телекоммуникационное обучение |
Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекций предполагается большая аудитория.
Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседу заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.
Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.
Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека, например памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.
Стенная санитарная печать – (стенгазета) санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна, и содержать конкретную информацию.
Плакаты – массовое средство санитарного просвещения, над которым работают ученые, художники, педагоги и др.
Наряду с традиционными формами и методами работы, применяются современные формы санпросветработы:
школы-семинары,
образовательные программы,
уроки здоровья,
конференции,
телефоны доверия,
мастер-классы
горячие телефоны,
тренинги,
школы здоровья («артериальной гипертонии», «сахарного диабета», «астма-школы», «закаливания», «менопаузы», «грудного вскармливания» и др.).
В медицинских организациях могут проводиться социологические исследования, внедряться профилактические и оздоровительные программы.
Содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого медицинской организацией.
Для участковых медицинских работников это могут быть:
правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях,
профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания,
просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики и др.
Для медицинских работников отделений и кабинетов медицинской профилактики – это:
проведение различных акций, флешмобов или декад в медицинской организации.
Например, декада к дню пожилого человека, включающая комплекс мероприятий:
- профилактические осмотры,
- лекции,
- демонстрации видеоматериалов и др.
Для медицинских работников специализированных служб – это:
работа с пациентами в рамках профильных школ, раздача информационных материалов по вопросам профилактики различных заболеваний (Например, школа для пациентов с СД, с гипертонией, С ВИЧ-инфекцией и т.д.)