Методы исследования: теоретические и эмпирические
Автор: Вагу Мария Викторовна, учитель истории и обществознания, ГБОУ № 181 Санкт-Петербурга
Метод–исследования, путь способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности
Цель научного исследования—это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент, какие методы наиболее целесообразно при этом использовать
- Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов
- Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов
- Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах
- Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах
Методы познания
Наблюдение
Описание
- Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: Лабораторный эксперимент. Полевой, или естественный эксперимент. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
- Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: Лабораторный эксперимент. Полевой, или естественный эксперимент. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
Методы познания
Эксперимент
Методы познания
Методы познания
Методы познания
Методы познания
Постановка задач на основе сформулированной цели
Примеры заданий:
1) представлена информация, утверждение (закон, правило и т. д.), сформулирована
цель исследования, проекта;
2) необходимо распределить цель на структурные составляющие (задачи), реализация которых позволит достигнуть цели исследования, проекта.
Практикум
6
Практикум
Психика каждого человека уникальна. Ее
неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по интенсивности, глубине, энергичности и устойчивости эмоций и т. д.
Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной темой.
Вариант ответа
Цель: определение влияния типов темперамента на формирование
микрогрупп в классном коллективе.
39
Задачи:
1) сделать литературный обзор;
2) провести тест на определение типов темперамента у учащихся
класса;
3) организовать социометрическое исследование на определение
микрогрупп в классе;
4) провести исследование влияния типов темперамента на форми-
рование микрогрупп в классном коллективе;
5) проанализировать результаты;
6) сформулировать выводы.
6
Практикум
Для пробы берутся увлажняющий крем фирмы «Nivea» и бюджетный крем российского производителя
«Рецепты бабушки Агафьи». Оба крема проходят через одинаковую процедуру пробоподготовки
и дальнейшее тестирование методом высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Вариант ответа
Цель: определение влияния типов темперамента на формирование
микрогрупп в классном коллективе.
39
Задачи:
1) сделать литературный обзор;
2) провести тест на определение типов темперамента у учащихся
класса;
3) организовать социометрическое исследование на определение
микрогрупп в классе;
4) провести исследование влияния типов темперамента на форми-
рование микрогрупп в классном коллективе;
5) проанализировать результаты;
6) сформулировать выводы. Вариант ответа
Цель: выяснить наличие витамина Е в кремах разных ценовых
категорий.
Задачи:
1) провести анализ литературы по данной теме;
2) экспериментальным путем подобрать соответствующий способ
экстракции кремов;
3) провести жидкостную хроматографию;
4) проанализировать результаты;
5) сформулировать выводы.
6
Практикум
годы Великой Отечественной войны гитлеровская Германия была
сильным противником. Она заранее готовилась к нападению: создала
мощную военную промышленность и технику для массового уничтожения
людей. Перед советскими учеными и конструкторами стояла сложная за-
дача — опередить технику врага. С первых дней войны они были полны
решимости отдать все свои знания
и силы, весь свой труд и опыт ве-
ликому делу разгрома фашизма.
Началась «война моторов», «дуэль
умов», «сражение мысли». Линия
фронта как бы незримо прошла
через конструкторские бюро и ис-
следовательские институты. В них
создавалось оружие Победы! Набатом звучал призыв «Всегда опережать
технику врага!».
Танку Т-34 принадлежала решающая роль во всех крупных сражениях
Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. В наши дни
танки Т-34 стоят в парках городов страны, украшают коллекции музеев,
участвуют в парадах Победы.
Вариант ответа
Цель: изучить и представить сравнительную характеристику советской
и немецкой танковой техники в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1) найти и изучить литературу по теме исследования;
2) познакомиться с деятельностью советских конструкторов;
3) узнать историю создания танков;
4) изучить технические особенности танков;
5) дать сравнительную характеристику советской и немецкой бо-
евой техники;
6) сформировать уважительное отношение к исторической памяти
своего народа, гордости за отечественную науку на материалах
исследования
6
Источники
1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное
пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб. : КАРО, 2019. — 104 с.
2. Индивидуальный проект
старшеклассника
«Опорные» страницы для проектировщика. / Олефир Л.Н..— СПб. : ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, 2019..
6