СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы исследования в биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 5 - м классе "Методы исследования в биологии. Можно использовать в различных УМК.

Просмотр содержимого документа
«Методы исследования в биологии»

09.08.18 Методы исследования в биологии   Введение 5 класс Чернецова Надежда Ивановна учитель биологии

09.08.18

Методы исследования в биологии

Введение

5 класс

Чернецова Надежда Ивановна

учитель биологии

З а д а ч и  у р о к а : сформировать у учащихся знания об основных методах изучения биологии; познакомить с приборами и инструментами, применяемыми в биологических лабораториях;  познакомить с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.  
  • З а д а ч и у р о к а :
  • сформировать у учащихся знания об основных методах изучения биологии;
  • познакомить с приборами и инструментами, применяемыми в биологических лабораториях;
  • познакомить с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.
  •  
Основные понятия урока :  Методы исследования, Наблюдения  Эксперимент Измерения  Фенология.
  • Основные понятия урока :

  • Методы исследования,
  • Наблюдения
  • Эксперимент
  • Измерения
  • Фенология.
I. Проверка знаний   Фронтальная беседа по вопросам в конце 1 – го параграфа.   Обсуждение вопроса: «Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?»   Приведите конкретные примеры использования биологических знаний в жизни человека.

I. Проверка знаний

  • Фронтальная беседа по вопросам в конце 1 – го параграфа.
  •   Обсуждение вопроса:
  • «Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?»
  •   Приведите конкретные примеры использования биологических знаний в жизни человека.
Методы исследования в биологии Наука –  сфера человеческой деятельности Цель науки – изучение и познание окружающего мира, используя различные методы. Научный факт (греч. « faktum » - сделанное) Научный метод (греч. « methodos » – путь исследования)
  • Методы исследования в биологии
  • Наука сфера человеческой деятельности
  • Цель науки – изучение и познание окружающего мира, используя различные методы.
  • Научный факт (греч. « faktum » - сделанное)
  • Научный метод (греч. « methodos » – путь исследования)
ДРЕВНИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАБЛЮДЕНИЕ ОПИСАНИЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ СРАВНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Группы ученых: Ихтиологи Микробиологи Орнитологи
  • ДРЕВНИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАБЛЮДЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

ИЗМЕРЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

СРАВНЕНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Группы ученых:

Ихтиологи

Микробиологи

Орнитологи

Методы изучения природы наблюдение описание измерение эксперимент сравнение моделирование
  • Методы изучения природы
  • наблюдение
  • описание
  • измерение

эксперимент

  • сравнение
  • моделирование
Наблюдение  –  восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств и увеличительных приборов. . Фено логия  (от греч «файно» – являю и «логос» )  – сезонные периодические явления в жизни растений и животных.
  • Наблюдение

– восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств и увеличительных приборов.

.

Фено логия (от греч «файно» – являю и «логос» ) – сезонные периодические явления в жизни растений и животных.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Наблюдаем, Записываем  (это будет метод описания), Анализируем (не вмешиваемся)
  • Наблюдение это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
  • Наблюдаем,
  • Записываем

(это будет метод описания),

  • Анализируем

(не вмешиваемся)

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явления. Научный факт  – это проверенный результат, который получен в ходе наблюдения и эксперимента.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явления.

Научный факт – это проверенный результат, который получен в ходе наблюдения и эксперимента.

Э К С П Е Р И М Е Н Т Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты , или ставит опыты . Условия, необходимые для прорастания семян растений.
  • Э К С П Е Р И М Е Н Т
  • Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты , или ставит опыты .
  • Условия, необходимые для прорастания семян растений.
В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба». На основе данных, полученных при наблюдениях , ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. Инструменты для опытов
  • В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».
  • На основе данных, полученных при наблюдениях , ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

Инструменты для опытов

ЭКСПЕРИМЕНТ СРАВНЕНИЕ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ
  • СРАВНЕНИЕ
С Р А В Н Е Н И Е При эксперименте ученые внимательно следят за тем, как он происходит, они могут также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом. Полученные данные они сравнивают – это метод сравнения.
  • С Р А В Н Е Н И Е
  • При эксперименте ученые внимательно следят за тем, как он происходит, они могут также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом.
  • Полученные данные они сравнивают – это метод сравнения.
ИЗМЕРЕНИЕ
  • ИЗМЕРЕНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ Пример: Условия размножения Количество мышей Скорость размножения Количество пищи потребляемой мышами в неделю ПОТЕРЯ УРОЖАЯ
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ
  • Пример:

Условия размножения

Количество мышей

Скорость размножения

Количество пищи потребляемой мышами в неделю

ПОТЕРЯ УРОЖАЯ

Приборы и инструменты  Измерения  – изучение предметов и явлений с помощью проведения измерений.
  • Приборы и инструменты
  • Измерения – изучение предметов и явлений с помощью проведения измерений.
Измерительные приборы Микроскоп Бинокль Секундомер Пробирки Весы Пинцет Мерный цилиндр Пипетка Скальпель Препаровальная игла
  • Измерительные приборы

Микроскоп

Бинокль

Секундомер

Пробирки

Весы

Пинцет

Мерный цилиндр

Пипетка

Скальпель

Препаровальная игла

Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете.  § 2, стр. 13.
  • Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. § 2, стр. 13.
III. Задание на дом     Учебник § 2 «Методы исследования в биологии», стр. 10 – 15. Ответить на вопросы № 1-3 (устно).  Выполнить задания, предложенные в конце параграфа. Учебник § 2 «Методы исследования в биологии», стр. 10 – 15. Ответить на вопросы № 1-3 (устно).  Выполнить задания, предложенные в конце параграфа.

III. Задание на дом

  •  
  • Учебник § 2 «Методы исследования в биологии», стр. 10 – 15. Ответить на вопросы № 1-3 (устно). Выполнить задания, предложенные в конце параграфа.
  • Учебник § 2 «Методы исследования в биологии», стр. 10 – 15.
  • Ответить на вопросы № 1-3 (устно).
  • Выполнить задания, предложенные в конце параграфа.
Дневник наблюдений. Дата Что наблюдаете Чем можно объяснить наблюдаемое явление Вывод:

Дневник наблюдений.

Дата

Что наблюдаете

Чем можно объяснить наблюдаемое явление

Вывод: