Методы организации учения
1. Методы ученического целеполагания
Группа методов ученического целеполагания:
выбор учениками целей из предложенного учителем списка;
классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;
обсуждение ученических целей на реалистичность их достижения;
конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов;
составление учениками собственных таксономий образовательных целей и задач;
формулирование целей на основе результатов рефлексии;
соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы;
разработка ценностных норм и положений – учебных, школьных, классных, жизненных, событийных.
Пример задания: «Разработайте цели своих занятий по каждому из изучаемых предметов на день, четверть, год».
2. Методы ученического планирования
Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определённый период – урок, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу.
План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели.
В ходе выполнения план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.
Примеры заданий:
Разработайте план своей домашней, классной или творческой работы.
Составьте индивидуальную программу своих занятий по курсу.
3. Методы создания образовательных программ учеников
Создание индивидуальных образовательных программ требует от учеников владения комплексом методов:
смысловое видение предмета своих занятий;
установление главных целей и направлений деятельности;
отбор изучаемых вопросов и тем методом самоопределения в их многообразии;
метод планирования;
метод определения условий для достижения своих целей;
метод адекватной самооценки и рефлексии.
4. Методы нормотворчества
Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности – эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексия деятельности, определение её элементов, установление субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулирование правил и законов деятельности.
Эффективный способ обучения нормотворчеству – составление учениками всевозможных инструкций. Примеры таких заданий: «Составьте инструкции на следующие темы: «Как произнести слово», «Как изучать слово», «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку».
5. Методы самоорганизации обучения
Группа методов:
работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами;
решение задач, выполнение упражнений;
изготовление моделей, поделок;
творческие исследования и др.
В последнее время всё чаще становятся значимыми методы самоорганизации учащихся по осуществлению их индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), методы оценки результатов выполнения программ.
6. Методы выступлений
Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.
7. Методы взаимообучения
Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях всего класса выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.
Пары сменного состава (В.К.Дьяченко).
8. Метод рецензий
Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты – необходимые условия самоопределения учащихся.
Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их предметных знаний, компетенций рецензента, скорректировать дальнейшее обучение.
Схема рецензии устного выступления:
Что понравилось в выступлении, о чём рассказано наиболее удачно.
Как построено выступление, общая структура и логика изложения.
Полностью ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.
Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Возражения выступающему.
Дополнения к выступлению. Замечания и пожелания выступающему.
Общая оценка выступления.
Схема рецензии обсуждений на веб-форуме, в социальной сети:
Основные группы участников веб-форума, соцсети.
Каковы цели, позиции, роли выступающих?
Какова степень соответствия обсуждений тематике форума?
Содержательность выступлений, объём высказываний.
Периодичность, частота обсуждений.
Кто и благодаря чему участвует наиболее удачно?
Какие продукты генерируются во время обсуждения?
Как построена схема обсуждений, общая структура и логика коммуникаций?
Практическая применимость, перспективы развития данной темы, группы, форума.
Схема рецензии текста учебника, книги или статьи:
Чему посвящён изученный текст? Что заинтересовало в тексте и почему?
Что является в нём главным? Каковы основные направления изложения?
Какая новая информация или необычные позиции обнаружены в тексте?
Понятно ли раскрыто содержание текста? Какие места в нём наиболее трудные?
Какие вопросы возникли при чтении? О чём бы хотелось узнать дополнительно?
Каков вывод из прочитанного?
Схема рецензии видеоролика или фильма:
Чему посвящён фильм, что хотели показать его авторы?
Какие явления, понятия, устройства и другие объекты рассмотрены в фильме?
Какой материал является главным в фильме? Каким образом оно выделено?
Что наиболее интересно и удачно показано в фильме?
Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно?
Как связан фильм с изучаемой темой?
Выводы по фильму.
Схема рецензии решённой задачи:
О каких объектах и процессах идёт речь в задаче?
Зачем её необходимо решать?
Какими методами решалась задача? Могут ли быть другие пути её решения?
Какие явления, понятия, законы, формулы были использованы при решении задачи?
В чём практическое применение данной задачи? Каков вывод из решённой задачи?
9. Методы контроля
Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности.
В эвристическом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удаётся добиться ученику, тем выше оценка его образовательных результатов.
10. Методы рефлексии
Образовательным результатом обучения является тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения, которые он применял, полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в дальнейшем образовании.
Рефлексия – непременный инструмент обучения личностно-ориентированного типа. Рефлексия – не обобщение результатов, и не подведение итогов. Рефлексия – процесс самосознания учеником своей собственной деятельности, этапов, специфики, хода этой деятельности.
Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.
Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществлённой и осуществляемой учеником предметной деятельности и на этой основе продолжить предметную деятельность.
Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное учеником понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п.
Организация осознания учениками собственной деятельности имеет три основных формы:
1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса, например, во время решения задачи;
2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности. В этом случае предметом рефлексии является сопоставление намеченных целей и достигнутых результатов периода;
3) начальная рефлексия – та, которая может предшествовать новому циклу учебной деятельности.
Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языковой или другой) происходит:
а) остановка предметной деятельности;
б) «запуск» рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществлённой предметной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.
Пример слов учителя, когда на пути решения задачи у детей возникла трудность: «Итак, давайте остановим решение задачи и разберёмся, что у нас происходит, что мы делаем, как это делаем, что у нас получилось, почему не можем идти дальше».
Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объёмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определённости со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную программу учителя.
В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы:
Каково моё самое большое дело за учебный год?
В чём я изменился за год?
Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг?
Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолевал или буду преодолевать?
Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?
Каковы изменения в моих знаниях?
Что я понял о своём незнании?
Чему я научился по математике, словесности и т.п.?
Что я научился делать?
Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил?
Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чём их специфика?
Пример итогового рефлексивного задания: «Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определённого участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности».
Начальная рефлексия может быть стартом новой деятельности. Рефлексии в этом случае подвергается имеющийся жизненный опыт учеников по заданной теме, области, проблеме. Например: «Что вы делаете, когда дождь застал вас в лесу?» (ОБЖ).
11. Методы оценки
Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика с целью комплексной оценки работы по заданным критериям.
Подготовить оценку (качественную характеристику) работы ученика (группы) по определенной теме, либо за определенный период.
Рефлексивно-оценочный приём «Семь шляп охотника». Ученики делятся на группы и разбирают цветные шляпы. Каждая шляпа задаёт ракурс анализа и оценки:
Красная – критический анализ.
Оранжевая – положительный анализ.
Жёлтая – анализ степени творчества.
Зелёная – анализ жизненной пользы.
Голубая – степень «улётности».
Синяя – содержание добытых знаний.
Фиолетовая – философский смысл процесса и полученных результатов.
12. Методы самооценки
Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл.
Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем; количественные – отражают полноту достижения учеником целей.
Качественная и количественная самооценки деятельности ученика – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.
Литература:
Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 42 с.