Методы оценки уровня качества продукции
ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж» ОП. 05 Метрология и стандартизация преподаватель Константинова О.В.
11.05.21
Качество
- - это комплексный показатель, объединяющий в себе потребительские свойства товара, обусловливающих ее пригодность к использованию в соответствии с ее назначением.
Объекты качества – продукция, процесс, организация, а также любая комбинация из них.
По способу использования продукция
Группы продукции
ГОСТ 15467-79 "Качество продукции. Термины" :
- Качество продукции (услуги) – это совокупность свойств продукции (услуги), характеризующая ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
- Каждый потребитель формирует свои требования к качеству продукции.
- При оценке качества продукции учитываются только те свойства, которые связаны с её использованием по назначению.
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Качество – совокупность определенных свойств, отличающих данный предмет от других предметов того же рода
Платон (5 в. До н.э.)
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Различие между предметами. Дифференциация по принципу «хороший - плохой»
- Аристотель (3 в. До н.э.)
- Как разница между предметами
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Качество составляется основными свойствами, объективно присущими предметам
- Локк
- (17 в.)
- Как набор основных свойств
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
- Гегель (19 в.)
- Как определяющий фактор
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
- Гегель (19 в.)
- Как определяющий фактор
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
質
质
- Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество=равновесие и деньги), следовательно качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой»
- Как признак высокого класса и цены
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Качество имеет два аспекта:
- Объективные физические характеристики Субъективная сторона – насколько вещь «хороша»
- Объективные физические характеристики
- Субъективная сторона – насколько вещь «хороша»
- Шухарт (1931 г.)
- Как субъективная и субъективная характеристика
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Качество, которое реально удовлетворяет потребителей
- Исикава К. (1950 г.)
- Как оправдание ожиданий потребителя
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
- Пригодность для использования (соответствие назначению).
- Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.
- Джуран Дж. М. (1974 г.)
- Как способность удовлетворять требования потребителя
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
ГОСТ 15467 – 79
Как соответствие с назначением продукта
11.05.21
Эволюция понятия «КАЧЕСТВО»
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или
предполагаемые потребности.
Международный стандарт ИСО 8402 – 86
Как набор необходимых характеристик
11.05.21
Свойство продукции
- объективная особенность товара, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении, свойства могут быть простыми и сложными .
Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания (производства), эксплуатации (реализации) или потребления.
11.05.21
Показатель качества продукции по характеризуемым свойствам:
- показатели назначения;
- экономное использование сырья, материалов;
- эргономические ;
- эстетические;
- надежности ;
- технологичности ;
- транспортабельности;
- стандартизации и унификации ;
- патентно-правовые;
- экологические;
- безопасности ;
- экономические;
- стойкости к внешним воздействиям .
Оценка качества
- это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям.
- Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции.
11.05.21
Оценка уровня качества продукции оценивается на :
Методы оценки качества продукции
11.05.21
Системы качества
ISO 9001
Модель для обеспечения качества в проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
ISO 9002
Модель обеспечения качества при производстве и монтаже.
ISO 9003
Модель обеспечения качества при окончательной инспекции и проверке.
11.05.21
Дифференциальный метод оценки качества продукции
- заключается в сопоставлении значений показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими показателями качества базового изделия и проведении расчетов относительных показателей качества.
- Дифференциальный метод оценки применяется на этапах ЖЦП :
- планирование;
- проектирование;
- производство;
- эксплуатация.
Алгоритм дифференциального метода оценки качества продукции
Определить цели оценки (оптимизация, аттестация, решение о покупке и т.д.
Оценить номенклатуру единичных показателей качества продукции
Выбрать базовые показатели качества продукции данного вида
Определить значений базовых единичных (групповых) показателей продукции
Определить значения единичных показателей качества оцениваемой продукции
Определить значения относительных единичных показателей качества продукции
Сделать выводы о качестве продукции
Формирование вывода о качестве оцениваемой продукции
- При формировании вывода о качестве оцениваемой продукции выбрать один из вариантов:
- превосходит товар-конкурент;
- уступает товару-конкуренту;
- находится на уровне товара-конкурента;
- Определить степень опережения /отставания качества оцениваемого образца от эталона;
- Определить показатели для улучшения качества продукции.
Циклограмма показателей свойств сопоставляемых образцов продукции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – шкалы показателей, измеряемых,
- Для более точной и информативной оценки строят диаграмму сопоставления показателей качества (циклограмму), где наглядно видно, по какому показателю качества следует принимать решения
Недостатки метода
- сравнительная форма оценки («лучше» — «хуже»)
- возможность оценки качества товара в целом только в случаях когда значения всех единичных показателей качества оцениваемого товара выше или ниже соответствующих базовых значений показателей
Дифференциальный метод оценки качества продукции при техническом контроле
Комплексный метод
- Комплексный метод предусматривает использование обобщающего показателя качества.
- Обобщающими показателями качества могут быть:
- главный, наиболее значимый единичный показатель, отражающий основное назначение изделия;
- средневзвешенный комплексный ПК;
- интегральный показатель качества .
Смешанный метод
- Смешанный метод – это объединение методик дифференциального и комплексного методов.
- Применяется если:
- совокупность единичных показателей достаточно велика и анализ каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов;
- когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.
Смешанный метод
- Последовательность смешанного метода :
- часть единичных показателей объединить в группы;
- отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные;
- для каждой группы рассчитать комплексный групповой показатель;
- численные значения единичных и групповых показателей качества сопоставить с соответствующими базовыми, то есть провести оценку качества дифференциальным методом.