По учебной дисциплине
МДК 06.01. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА
Специальность Поварское и кондитерское дело
Тема: Управленческие решения
Цель: изучить управленческие решения и процесс принятия решений
Типы решений и требования, предъявляемые к ним
Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем, поэтому принятие решений является основой управления.
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Классификация управленческих решений:
В зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения:
интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен;
решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом;
рациональные решения - основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
В зависимости от личностных характеристик менеджера, принимающего решение:
уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке;
импульсивные решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками»;
инертные решения становятся результатом осторожного поиска;
рискованные решения их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез;
осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов.
В зависимости от степени предварительной формализации:
запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий;
незапрограммированные решения - разработка процедуры принятия решения в ситуациях, которые сопряжены с неизвестными факторами.
По длительности действия:
долгосрочные;
среднесрочные;
краткосрочные.
По числу лиц принимающих решения:
индивидуальные;
групповые.
По направленности действий:
стратегические;
тактические;
оперативные.
По степени секретности:
сверхсекретные (конфиденциальные);
секретные;
решения, предназначенные широкому кругу лиц.
По степени важности:
особо важные;
текущие и др.
К управленческим решениям предъявляются следующие требования:
иметь ясную цель;
быть обоснованными (решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развитии);
иметь адресата (конкретного исполнителя) и определенные сроки исполнения;
быть не противоречивыми;
быть правомерными (законными);
соответствовать делегированным менеджеру полномочиям;
быть своевременными;
быть обязательными для исполнения.
От того, какое решение примет менеджер зависит успех организации.
2. Этапы принятия решений
Принятию адекватного решения предшествуют выполнение следующих этапов:
Эффективным считают решение, если:
1. Оно исходит из реальных целей.
2. Для его осуществления есть необходимое время и нужные ресурсы.
3. Оно может быть осуществлено в конкретных условиях организации.
4. Предусмотрены нештатные, аварийные ситуации.
5. Оно не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы.
6. Предвидены изменения в деловом и фоновом окружении.
7. Оно дает возможность осуществлять контроль исполнения.
В процессе принятия решения выделяют ряд участников:
инициатор – руководитель, который вносит на обсуждение проблему;
заинтересованные стороны;
консультанты;
руководители, осуществляющие принятие, утверждение решения и контроль за его исполнением.
По учебной дисциплине
МДК 06.01. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА
Специальность Поварское и кондитерское дело
Тема: Методы принятия решений
Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Используются различные способы:
декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;
диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь.
Различают методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.
К методам математического моделирования относятся:
метод экспертных оценок – измерение определенных характеристик и их оценка для принятия решений (количественная оценка, бальная оценка, ранжирование, метод Дельфи);
линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, используя линейные зависимости;
метод теории вероятности – неэкспертный метод;
метод теории игр – моделирование ситуаций;
метод аналогий – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
К психологическим методам относятся:
метод «Мозгового штурма» («Мозговая атака») – группа специалистов (8-12 человек) участвуют в форсированном обсуждении проблемы, высказывая различные идеи ее решения, которые не критикуются и фиксируются. Затем руководитель их оценивает и делает выбор;
метод «Опросных листов»;
метод «Морфологический анализ» - составляется список переменных, состоящий из объектов и возможных способов воздействия (мероприятий), которые заносятся в матрицу, заполняя которую исследуют различные варианты.
Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.
Уровни принятия решений
Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений.
Выделяют 4 уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки:
1. рутинный - у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. Ему необходимо верно использовать имеющиеся указания, действовать логично, решительно и своевременно принимать верные решения. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны.
2. селективный - требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, среди которых он должен выбрать решение, лучше всего подходящее к данной проблеме.
3. адаптационный - менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым, используя проверенные возможности и некоторые новые идеи.
4. инновационный - требуется абсолютно новый подход, менеджер должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому.
Выбор определенного уровня определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера.
Конкретные задания при выполнении решений целесообразно распределять по группам в зависимости от их важности и срочности. Приоритеты при выполнении заданий (Эйзенхауэр):
| срочно | не срочно |
существенно | СДЕЛАЙТЕ | ЗАПЛАНИРУЙТЕ |
несущественно | ПОРУЧИТЕ | ОТЛОЖИТЕ |
Составитель Дюдинова Елена Васильевна