СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы принятия управленческих решений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебной дисциплине

МДК 06.01. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА

Специальность Поварское и кондитерское дело

                           Тема: Методы принятия управленческих решений

Просмотр содержимого документа
«Методы принятия управленческих решений»

По учебной дисциплине

МДК 06.01. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА

Специальность Поварское и кондитерское дело



Тема: Управленческие решения

Цель: изучить управленческие решения и процесс принятия решений

  1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним

Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем, поэтому принятие решений является основой управления.

Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Классификация управленческих решений:

  1. В зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения

  • интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен;

  • решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом;

  • рациональные решения - основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

  1. В зависимости от личностных характеристик менеджера, принимающего решение: 

  • уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке;

  • импульсивные решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками»;

  • инертные решения становятся результатом осторожного поиска;

  • рискованные решения их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез;

  • осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов.

  1. В зависимости от степени предварительной формализации

  • запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий;

  • незапрограммированные решения - разработка процедуры принятия решения в ситуациях, которые сопряжены с неизвестными факторами. 

  1. По длительности действия:

  • долгосрочные;

  • среднесрочные;

  • краткосрочные.

  1. По числу лиц принимающих решения:

  • индивидуальные;

  • групповые.

  1. По направленности действий:

  • стратегические;

  • тактические;

  • оперативные.

  1. По степени секретности:

  • сверхсекретные (конфиденциальные);

  • секретные;

  • решения, предназначенные широкому кругу лиц.

  1. По степени важности:

  • особо важные;

  • текущие и др.

К управленческим решениям предъявляются следующие требования:

  • иметь ясную цель;

  • быть обоснованными (решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развитии);

  • иметь адресата (конкретного исполнителя) и определенные сроки исполнения;

  • быть не противоречивыми;

  • быть правомерными (законными);

  • соответствовать делегированным менеджеру полномочиям;

  • быть своевременными;

  • быть обязательными для исполнения.  

От того, какое решение примет менеджер зависит успех организации.

2. Этапы принятия решений

Принятию адекватного решения предшествуют выполнение следующих этапов:

 Эффективным считают решение, если:

 1.      Оно исходит из реальных целей.

 2.      Для его осуществления есть необходимое время и нужные ресурсы.

 3.      Оно может быть осуществлено в конкретных условиях организации.

 4.      Предусмотрены нештатные, аварийные ситуации.

 5.      Оно не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы.

 6.      Предвидены изменения в деловом и фоновом окружении.

 7.      Оно дает возможность осуществлять контроль исполнения.

 В процессе принятия решения выделяют ряд участников:

  • инициатор – руководитель, который вносит на обсуждение проблему;

  • заинтересованные стороны;

  • консультанты;

  • руководители, осуществляющие принятие, утверждение решения и контроль за его исполнением.














По учебной дисциплине

МДК 06.01. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА

Специальность Поварское и кондитерское дело




Тема: Методы принятия решений

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Используются различные способы:

  • декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

  • диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь.

Различают методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

К методам математического моделирования относятся:

  • метод экспертных оценок – измерение определенных характеристик и их оценка для принятия решений (количественная оценка, бальная оценка, ранжирование, метод Дельфи);

  • линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, используя линейные зависимости;

  • метод теории вероятности – неэкспертный метод;

  • метод теории игр – моделирование ситуаций;

  • метод аналогий – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.

К психологическим методам относятся:

  • метод «Мозгового штурма» («Мозговая атака») – группа специалистов (8-12 человек) участвуют в форсированном обсуждении проблемы, высказывая различные идеи ее решения, которые не критикуются и фиксируются. Затем руководитель их оценивает и делает выбор;

  • метод «Опросных листов»;

  • метод «Морфологический анализ» - составляется список переменных, состоящий из объектов и возможных способов воздействия (мероприятий), которые заносятся в матрицу, заполняя которую исследуют различные варианты.

Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.

 Уровни принятия решений

Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений.

Выделяют 4 уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: 

1. рутинный - у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. Ему необходимо верно использовать имеющиеся указания, действовать логично, решительно и своевременно принимать верные решения. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны.

2. селективный - требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, среди которых он должен выбрать решение, лучше всего подходящее к данной проблеме. 

3. адаптационный - менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым, используя проверенные возможности и некоторые новые идеи.

4. инновационный - требуется абсолютно новый подход, менеджер должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому.

 Выбор определенного уровня определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера.

Конкретные задания при выполнении решений целесообразно распределять по группам в зависимости от их важности и срочности. Приоритеты при выполнении заданий (Эйзенхауэр):





срочно

не срочно

существенно

СДЕЛАЙТЕ

ЗАПЛАНИРУЙТЕ

несущественно

ПОРУЧИТЕ

ОТЛОЖИТЕ



Составитель Дюдинова Елена Васильевна